Важной особенностью современной общественной формации являются требования, предъявляемые к современному человеку. Занять достойное место в обществе смогут высокообразованные эрудированные целеустремленные, конкурентоспособные, инициативные, духовно, нравственно и физически здоровые люди. Данный общественный заказ полностью отражен в Федеральном Государственном образовательном стандарте, который определил вектор и динамику развития образования в стране. Образовательная парадигма нацеливает не на репродуктивную передачу знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика, способного самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться.
Переход к деятельностному подходу в обучении делегирует учителю не совсем привычные для него роли в учебном процессе. Он становиться консультантом, который владея способами деятельности, нацеливает на пути решения проблемы, при этом не лишая ученика самостоятельности и инициативности. Он может быть модератором, раскрывающим способности и потенциальные возможности детей, тьютором, осуществляющим непрерывное сопровождение учащихся на всех этапах образовательного процесса. В этих условиях возрастают требования к уровню профессиональной компетентности учителя, как основного гаранта качества решения профессионально-педагогических задач [2.с.18].
Важным компонентом профессионально-педагогической компетентности является методическая компетенция, которая рассматривается как совокупность качеств личности педагогического работника, его профессиональные знания, умения и навыки, лежащие в основе формирования методических умении и готовности к осуществлению педагогической деятельности. Цель методической деятельности педагога - обеспечение и управление процессом воспитания, обучения и развития учащихся.
Методическая компетентность педагогического работника предполагает:
1. Систематическое самообразование, направленное на повышение уровня дидактической и методической подготовленности к реализации задач обучения и воспитания;
2. Владение рациональными методами и приемами обучения и воспитания;
3. Прогнозирование, моделирование, конструирование и проектирование видов деятельности, основная цель которых повышение качества конечного продукта в виде различных новообразовании у обучающихся;
4. Проведение научно-практических исследований, анализ и презентация их результатов и т.д.
Методической деятельностью педагог занимается в течение учебного года, органично соединяя её с повседневной педагогической практикой.
Посредством методической деятельности педагогический работник анализирует, прогнозирует, конструирует, проектирует, планирует, разрабатывает содержание образования, управляет обучающей деятельностью.
Продуктами методической деятельности являются:
1. Рабочие программы по учебным предметам, элективным, факультативным курсам.
2. Учебно-тематические планы, технологические карты изучения тем курса.
3. Описание методических особенностей преподавания отдельных вопросов программы, тем, разделов, учебных курсов.
4. Программно-методическое обеспечение курса.
5. Модель технологии обучения, описание авторской методической системы учителя.
6. Проекты (конспекты) учебных, внеклассных занятий, семинаров, деловых игр, лабораторных и практических работ; сценарии предметных праздников, турнирных, конкурсных форм и т.д.
• Пакеты дидактических материалов, памятки, пособия для учащихся, учебно-наглядные средства, рабочие тетради и т.д.
• Пакеты диагностических материалов: тесты, контрольные, диагностические работы; материалы для итоговой и промежуточной аттестации; сборники задач, вопросов, заданий; темы докладов, рефератов, творческих заданий для учащихся.
Формирование и постоянное совершенствование методической компетенции педагогического работника является приоритетной задачей образовательной организации, так как качество обучения и воспитания напрямую зависят от умения методически грамотно организовывать все виды профессионально-педагогической деятельности.
Список литературы:
1. Ильина Н.Ф. Особенности методического обеспечения инновационной педагогической деятельности. // Инновации в образовании. - 2011. - №10. - С.49.
2. Гончарук О.В. Современные подходы к формированию методической компетенции студентов лингвистических специальностей и место среди них системно-ситуационного подхода. // Высшее образование сегодня. -2014. - №7. - С.13
3. Пашкевич А.В. Компетентностный подход как технология реализации ФГОС в образовательном процессе современной школы: монография. Изд. Учитель.,2015. 393с.
4. Синдеева Е.Н. Методическая работа школы в условиях ФГОС. [Электронный ресурс] https://docviewer.yandex.ru