Роль методической компетенции учителя в обеспечении качественной реализации профессионально-педагогических задач




Икоева Марина Ибрагимовна

магистрант
Северо-Осетинский государственный педагогический институт, Россия, г. Владикавказ


Аннотация: В статье даётся оценка роли методической компетенции учителя в обеспечении качества решения задач воспитания и обучения.

Ключевые слова: деятельностный подход, компетентность, компетенция, самообразование, анализ, прогноз, конструкт, проект, план.




Библиографическое описание: Икоева М.И. РОЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВЕННОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 9-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 24 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – C.40-41


Важной особенностью современной общественной формации являются требования, предъявляемые к современному человеку. Занять достойное место в обществе смогут высокообразованные эрудированные целеустремленные, конкурентоспособные, инициативные, духовно, нравственно и физически здоровые люди. Данный общественный заказ полностью отражен в Федеральном Государственном образовательном стандарте, который определил вектор и динамику развития образования в стране. Образовательная парадигма нацеливает не на репродуктивную передачу знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика, способного самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться.

Переход к деятельностному подходу в обучении делегирует учителю не совсем привычные для него роли в учебном процессе. Он становиться консультантом, который владея способами деятельности, нацеливает на пути решения проблемы, при этом не лишая ученика самостоятельности и инициативности. Он может быть модератором, раскрывающим способности и потенциальные возможности детей, тьютором, осуществляющим непрерывное сопровождение учащихся на всех этапах образовательного процесса. В этих условиях возрастают требования к уровню профессиональной компетентности учителя, как основного гаранта качества решения профессионально-педагогических задач [2.с.18].

Важным компонентом профессионально-педагогической компетентности является методическая компетенция, которая рассматривается как совокупность качеств личности педагогического работника, его профессиональные знания, умения и навыки, лежащие в основе формирования методических умении и готовности к осуществлению педагогической деятельности. Цель методической деятельности педагога - обеспечение и управление процессом воспитания, обучения и развития учащихся.

Методическая компетентность педагогического работника предполагает:

1.  Систематическое самообразование, направленное на повышение уровня дидактической и методической подготовленности к реализации задач обучения и воспитания;

2.  Владение рациональными методами и приемами обучения и воспитания;

3.  Прогнозирование, моделирование, конструирование и проектирование видов деятельности, основная цель которых повышение качества конечного продукта в виде различных новообразовании у обучающихся;

4.  Проведение научно-практических исследований, анализ и презентация их результатов и т.д.

Методической деятельностью педагог занимается в течение учебного года, органично соединяя её с повседневной педагогической практикой.

Посредством методической деятельности педагогический работник анализирует, прогнозирует, конструирует, проектирует, планирует, разрабатывает содержание образования, управляет обучающей деятельностью.

Продуктами методической деятельности являются:

1.  Рабочие программы по учебным предметам, элективным, факультативным курсам.

2.  Учебно-тематические планы, технологические карты изучения тем курса.

3.  Описание методических особенностей преподавания отдельных вопросов программы, тем, разделов, учебных курсов.

4.  Программно-методическое обеспечение курса.

5.  Модель технологии обучения, описание авторской методической системы учителя.

6.  Проекты (конспекты) учебных, внеклассных занятий, семинаров, деловых игр, лабораторных и практических работ; сценарии предметных праздников, турнирных, конкурсных форм и т.д.

•    Пакеты дидактических материалов, памятки, пособия для учащихся, учебно-наглядные средства, рабочие тетради и т.д.

•    Пакеты диагностических материалов: тесты, контрольные, диагностические работы; материалы для итоговой и промежуточной аттестации; сборники задач, вопросов, заданий; темы докладов, рефератов, творческих заданий для учащихся.

Формирование и постоянное совершенствование методической компетенции педагогического работника является приоритетной задачей образовательной организации, так как качество обучения и воспитания напрямую зависят от умения методически грамотно организовывать все виды профессионально-педагогической деятельности.

 

Список литературы:

1.  Ильина Н.Ф. Особенности методического обеспечения инновационной педагогической деятельности. // Инновации в образовании. - 2011. - №10. - С.49.

2.  Гончарук О.В. Современные подходы к формированию методической компетенции студентов лингвистических специальностей и место среди них системно-ситуационного подхода. // Высшее образование сегодня. -2014. - №7. - С.13

3.  Пашкевич А.В. Компетентностный подход как технология реализации ФГОС в образовательном процессе современной школы: монография. Изд. Учитель.,2015. 393с.

4.  Синдеева Е.Н. Методическая работа школы в условиях ФГОС. [Электронный ресурс] https://docviewer.yandex.ru

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»