Роль межпредметных связей в учебном процессе




Николаенко Оксана Олександровна и др.

канд. биол. наук, доцент
Винницкий национальный медицинский университет им. Н.И. Пирогова, Украина, г. Винница




Ключевые слова: 




Библиографическое описание: Николаенко О.О., Дацишин П.Т., Шаповал Е.Н. РОЛЬ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙВ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 9-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 24 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – C.113-115


Проблеме межпредметных связей в педагогике всегда уделялось достаточно много внимания. О необходимости учитывать взаимосвязь между предметами сказано ещё в работах известных педагогов ХVІІ-ХІХ столетия Я.А.Каменского, Дж. Локка, И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарна, А.Дистервега и других, а также в работах российских просветителей ХІХ-ХХ столетий В.Г.Белинского, В.Д.Одоевского, К.Д.Ушинского [3, 5, 6]. Новая волна интереса к этой проблеме появилась во второй половине прошлого столетия и не спадает по сей день.

Связь между предметами – одно из основных требований дидактики высшей школы. Единство и взаимосвязь общего, физиологического и профессионального образования, обеспечивающегося, прежде всего на основе межпредметных связей. В современных условиях всем нам приходится встречаться с техникой, явлениями природы, физиологическими процессами и экологией, которые совокупно влияют на человека. Вот почему важной составной подготовки студентов к будущей профессии врача есть воспитание, системного мышления и формирования мобильного использования своих знаний на практике. Врач только тогда может успешно действовать и выполнять сложные задания, когда его знания, навыки и умения, приобретённые на занятиях по разным предметам, взаимосвязаны, взаимообусловлены и представляют собой единый комплекс [1, 4].

В учебном процессе по предмету нормальной физиологии есть три вида межпредметных связей:

1.  Предыдущие, когда при раскрытии того или иного вопроса преподаватель опирается на знания студентов, полученные при изучении других предметов. Так, к примеру, нельзя понять механизмы работы анализаторов, не опираясь на знания, полученные на кафедре гистологии при изучении строения чувствительных клеток глаза, уха, или кафедре анатомии о строении органов, или кафедре биохимии о процессах, которые проходят при работе этих органов.

2.  Сопутствующие, когда ряд фактов, понятий, определённая информация одновременно разбирается на занятиях по нормальной физиологии и в курсах других предметов. К сожалению, реализация такого вида связей – случайность, хотя при хорошо продуманном и высокоорганизованном учебно-воспитательном процессе сопутствующие связи должны стать основными.

3.  Перспективные, когда изучение материала по нормальной физиологии опережает их рассмотрение на занятиях по другим предметам.

Характерной особенностью дидактического материала наших практических занятий является то, что процесс выполнения работ, а также их результаты фиксируются на занятиях в рабочих тетрадях, что позволяет преподавателям контролировать студентов и своевременно обнаруживать в их знаниях пробелы. Такой приём способствует формированию чёткости мышления, развивает внимание, наблюдательность, мобилизует память.

В целом курс практических работ по нормальной физиологии помогает:

а) сформировать у студентов умение мобильно мыслить, используя полученные знания по нормальной физиологии для более глубокого изучения явлений и процессов при изучении других дисциплин;

б) активизировать студентов в приобретении и применении на практике своих знаний.

Для более полной реализации учебной, воспитательной и развивающей функции межпредметных связей творчески работающий преподаватель найдёт и использует связь предмета нормальной физиологии с анатомией, гистологией, биохимией, предметами естественно-математического цикла и другими. Поскольку именно гуманитарные знания дают возможность преодолеть узкопрофессиональное мышление, воспитывают духовно богатую личность, ориентированную на общечеловеческие ценности, имеющую развитое чувство социальной и моральной ответственности [2].

Таким образом, можно утверждать, что в современном образовании студентов значение межпредметных связей возросло до самостоятельного дидактического принципа. Применяя их в своей практике, мы реализуем основной принцип обучения – принцип систематичности, последовательности и комплексности, что помогает повысить интеллектуальный уровень предмета нормальной физиологии.

 Список литературы:

1.  Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. М., 1984.

2.  Гурьев А.И., Межпредметные связи в теории и практике современного образования // Инновационные процессы в системе современного образования. Материалы Всеросс. Научно-практ. конференции – Горно-Алтайск, 1999 – 160 с.

3.  Я.Л.Каменский. Избранные педагогические сочинения, М., «Учпедиз», 1955, с.287.

4.  Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Просвещение, 1998. - 192 с.

5.  И.Г.Песталоцци. Избранные педагогические произведения., Т.II, М.: Изд- во АПН РСФСР, 1963, с.175.

1.   6.    К.Д.Ушинский, Сочинения, Т.5, с.355.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»