РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ СПЕЦИАЛИСТА




Горшенина Маргарита Владимировна,

зав. кафедрой «Педагогика и управление социальными системами», филиал ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет», Россия, г. Сызрань

В результате грамотно организованной самостоятельной работы происходит не только расширение и углубление студентом своих знаний, но и профессиональное становление и личностное развитие.

Ключевые слова: Ключевые слова: самостоятельная работа,саморазвитие,образовательная среда,педагогическое сопровождение,компетенции.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Основной задачей высшей профессиональной школы в современных условиях становится не прямая трансляция знаний, а обучение студентов умениям добывать и преобразовывать необходимую в профессиональной деятельности информацию. Это связано с тем, что постоянно меняющиеся социально-экономические условия, интенсивные процессы глобализации и интеграции ставят выпускников вузов перед необходимостью быстро и эффективно адаптироваться к происходящим переменам, то есть изменять вид и сферу своей профессиональной деятельности, перемещаться в социальном пространстве и др. Специалисты, подготовленные к жизнедеятельности в интенсивно изменяющихся условиях (социально-экономических, культурных, профессиональных и др.), успешно самореализуются и чувствуют себя комфортно в современном обществе, обеспечивая устойчивый синергетический эффект [1]. Следовательно, необходимо сформировать у выпускников вузов такие компетенции, которые обеспечат им готовность к саморазвитию и самосовершенствованию профессионального мастерства на протяжении всей жизни.

Анализ ФГОС по различным направлениям подготовки показал, что во всех из них указаны общекультурные компетенции, так или иначе связанные со способностью студентов к саморазвитию, самостоятельному обучению и самосовершенствованию (табл.1).

Таблица 1

Анализ ФГОС (фрагмент)

Направлениеподготовки Общекультурные компетенции
080100 – экономика(бакалавр) - способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);- способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10)
080200 – менеджер(бакалавр) - стремление к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);- умение критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК-11)
080200 – менеджер(магистр)  способность к изменению профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);- способность самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения (ОК-3);
140400 - электроэнергетика и электротехника (магистр) - способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-1);- способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение, в том числе с помощью информационных технологий (ОК-6)

 

Студент должен уметь соотносить цели и результаты своей деятельности, определять приоритетные направления самостоятельной учебной деятельности на конкретный период времени, выявлять свои слабые стороны и вносить своевременные коррективы, выбирать способы профессионального самосовершенствования, наиболее подходящие его способностям, психофизиологическим особенностям и контексту. Кроме того, изменяющееся соотношение между аудиторной и самостоятельной работой в сторону увеличения доли самостоятельной работы также делает проблему формирования готовности студентов к самостоятельному добыванию знаний весьма актуальной.

Для повышения эффективности самостоятельной работы необходимо создать определенную образовательную среду, которая позволит обучаемым осознать смысл и значение своих учебных действий. Образовательная среда – это совокупность специально организованных условий, процессов и социальных взаимодействий, оказывающих обучающее и воспитывающее влияние на личность [2]. С этой целью преподавателями кафедры разработано специальное педагогическое сопровождение по всем видам самостоятельной работы (подготовка рефератов, докладов, выполнение курсовых работ, проведение исследований в рамках НИРС и обработка их результатов и пр.), которое включает в себя методические указания, алгоритмы последовательности действий, критерии оценки и необходимый справочный материал. В ходе выполнения самостоятельной работы студент имеет возможность интерактивного взаимодействия как с преподавателями, так и с другими обучающимися. Тем самым, преподаватель, создавая условия для самостоятельной познавательной деятельности студентов, ответственность за результаты обучения передает студенту.

Степень сформированности готовности к самостоятельной познавательной деятельности оценивается по следующим компонентам: когнитивный, мотивационно-ценностный, оценочно-рефлексивный, каждый из которых включает в себя определенные группы компетенций. В ходе опытно-экспериментальной работы был выявлен прирост уровня готовности по всем компонентам.

 

Список литературы:

1. Игошев, Б.М. Профессиональная мобильность учителя: организационно-педагогический аспект/ Б.М. Игошев // Известия УрГУ. – 2008.– №56. – С. 34-40.

2. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова – М.: НМЦ СПО. – 1999. – 538 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»