Традиционно российское общество выступало хранителем нравственных начал человека. Основой его нравственных устоев на протяжении веков считалось село. В современных условиях грань, отделяющая городской образ жизни от сельского в плане моральных отношений, значительно нивелирована. Село во многом стало городской провинцией, разменяв собственные моральные ценности на потребительские стандарты городской среды.
Это послужило причиной стремительного роста деструктивных тенденций среди сельского населения, подрывающих моральный облик современного жителя сельской местности. Произошли изменения и в мышлении сельских жителей – мутировали прежние, характерные для них моральные нормы и ценности, сформировались новые рыночные, потребительские, внеморальные установки и ценностные ориентации.
Нестабильное экономическое положение сельских жителей, утрата желания участвовать в воспитании своих детей, удаленность села от культурных центров, замкнутость пространства сельского социума – все эти факторы оказывают негативное влияние на нравственное развитие и поведение сельских подростков, становясь объективными причинами проявлений отклоняющегося поведения. В связи с этим, «центр тяжести» воспитательной работы и вся ответственность за воспитание детей переносится на школу, учителей и классных руководителей. Школа является культурным центром села и играет ведущую роль в нравственном воспитании сельских подростков. Сельская школа обладает арсеналом уникальных средств, усиливающих моральный потенциал сельского социума. Это сохранившиеся традиции и обычаи в общественной и семейной жизни, органическая связь с природной средой, специфический, присущий только сельскому социуму, социальный контроль, как проявление общественного мнения, особые отношения между людьми в селе, забота о младших и уважение к старшему поколению, направленность на трудовую деятельность.
Несмотря на то, что в современном российском обществе социальные институты интегрируют усилия по моральному оздоровлению общества, проблема нравственного воспитания продолжает оставаться сложной и требующей незамедлительного решения. Бережно хранившиеся в российском селе на протяжении веков моральные ценности, в большей своей части, сегодня не востребованы как, собственно, и весь моральный потенциал сельского социума.
Моральный потенциал сельского социума представляет собой совокупность морально-этических сил и средств, способных оказывать нравственное влияние на развитие и поведение личности. Своеобразие морального потенциала сельского социума обусловлено, прежде всего, его особенностями, среди которых:
- социально-экономические особенности сельского социума (неудовлетворительное финансирование агропромышленного комплекса, низкий уровень доходов сельских семей, и т.д.);
- социально-психологические особенности сельского социума, (компактное проживание сельских жителей, замкнутость сельского социума, сохранившийся социальный контроль, и т.д.);
- социально-культурные особенности сельского социума (уникальный микроклимат сельского социума, воспитание «всем миром», традиции народной педагогики, вовлечение подрастающего поколения в народное творчество и народные промыслы, совместное празднование знаменательных дат, непосредственная передача нравственного опыта в совместной трудовой деятельности детей и взрослых, формирование уважительного отношения к старшим и младшим членам общины, особое отношение к малой Родине, к родной земле, к природе, и т.д.);
- демографические особенности сельского социума (этнокультурные традиции и стиль воспитания в сельской семье, кровное родство, духовное единение, моральная ответственность за членов семьи, трансляция и воспроизводство в ней базовых духовных ценностей, и т.д.);
- естественно-географические особенности сельского социума (близость к природе, бережное отношение ко всему живому, «врастание» в природную среду, удаленность от крупных городов, культурных и научных центров, трудности в осуществлении связей с внешним миром, неудовлетворительное транспортное и дорожное сообщение с городом, и т.д.);
- социально-педагогические особенности сельского социума (ограниченный круг общения сельчан, сплоченный трудовой и учебный коллектив, интенсивное разновозрастное и межпоколенное общение, воспитание в трудовой деятельности, эффективное использование воспитательного потенциала сельскохозяйственного труда, и т.д.) [1, с.23].
К наиболее существенным характеристикам морального потенциала сельского социума по нашему мнению относятся: передача знаний о моральных нормах и органическое усвоение культивируемых в сельской среде нравственных ценностей и императивов морального поведения; процесс формирования у сельских подростков потребности в нравственном поведении, интегрированный в условия сельского социума; научение совершать нравственные поступки и приобретать опыт нравственного поведения в условиях сельской среды; прозрачность и контролируемость поступков и поведения, обеспечиваемая сельским «миром»; коллективная оценка и санкции за ненормативное поведение. Субъектами морального потенциала сельского социума являются сельские жители - носители традиций и обычаев, уклада жизни; сельское сообщество, его общественное мнение (средство социального контроля), отношения между людьми, обусловленные крестьянским трудом и бытом [1, с.13].
В условия сельского социума, влияющего на воспитание и развитие сельского школьника, гармонично вписывается еще один социальный институт – сельская школа.
Р.И. Кузьмин, С.В. Кузьмина выделяют следующие специфические характеристики сельской школы:
Сельская школа и сельское сообщество неотделимы. Они функционируют в едином социальном и временном пространстве. Совместно с сельским социумом сельская школа образует интегрированное сообщество - сельский социокультурный комплекс.
Сельский социокультурный комплекс – социально-педагогическая система, нацеленная на обеспечение условий для разностороннего развития и образования детей, молодежи и взрослых [2, С.232]. Это целостная многофункциональная образовательная система, «вырастающая» из сельской школы, имеющая широкие социальные связи с внешней средой – предприятиями, учреждениями, организациями, властными структурами, опирающаяся на тесное взаимодействие всех основных субъектов образовательно-воспитательного процесса. Эта система позволяет как расширить воспитательное пространство сельской школы, включить в него другие социальные институты, так и задействовать ученический коллектив в обогащение культурной жизни села, привлечь к воспитанию школьников сельскую общественность, и т.д.
Таким образом, сельский социокультурный комплекс способен оказывать положительное влияние на нравственное воспитание сельского школьника, кроме того, он является самой удачной моделью взаимовыгодного сосуществования сельской школы и сельского сообщества.
Список литературы: