Образовательная среда содержит большое количество участников:
- обучающиеся,
- родители,
- педагогический состав,
- администрация образовательной организации.
Для каждого из них характерны собственное мнение, своя картина мира, свои желания и потребности, которые могут быть основой возникновения конфликтных ситуаций.
Учитывая все более усложняющиеся отношения субъектов образовательного права, конфликтность имеет тенденцию к разрастанию вглубь (конфликты становятся более острыми) и вширь (появляются новые виды конфликтов). В связи с чем на первый план выходят пути их мирного урегулирования.
Здесь можно выделить 2 группы конфликтов:
Деловые, возникают на почве несовпадения мнений и поступков при решении проблем делового характера (режим работы, нагрузка, методы обучения и т.д.). Они могут возникать между работниками и администрацией.
Личностные конфликты - протекают на основе противоречий в личностных интересах (оценка людьми друг друга, реальной или кажущейся несправедливости в оценке их действий, результатов работы). Они более характерны для отношений «педагог-родитель», но школа – это большой коллектив. Следовательно, появление личностных конфликтов неизбежно и среди самих работников школы. Особенно при переходе организации на так называемый эффективный контракт и грядущее внедрение профессиональных стандартов.
На проблематику конфликтных ситуаций в образовательных структурах, а также способы их решения указывает и «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», принятая Указом Президента РФ №761 01 июня 2012 года [3], которая определила ряд мер, имеющих прямое отношение к восстановительному правосудию и службам примирения. Это:
- приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия; наличие системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения);
- развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия;
- организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, улучшение отношений в образовательном учреждении;
Исходя из сказанного выше мы можем выделить такие способы решения конфликтов, как
- медиация, когда спорящие стороны приходят к решению самостоятельно, но с помощью третьего лица, помогающего сторонам выработать решение по существу спора;
- суд, как директивный способ решения спора, когда спорящие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а решение принимает третье лицо.
Минобрнауки РФ в своем Письме от 18 ноября 2013 г. № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации» [8] указывает, что «в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации».
В письме даются такие понятия, как Школьная медиация и служба школьной медиации, уточняются цели и задачи таких органов, а так же расписаны этапы их организации.
У нас действует Федеральный закон от 27 июня 2010 г. №193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" [4], в котором даны правовые основы процедуры медиации.
Функционирование служб примирения в школах позволит:
- сократить общее количество конфликтных ситуаций и их остроту среди участников образовательного процесса;
- повысить квалификацию работников образовательной организации в сфере защиты прав и интересов детей;
- оздоровить социально-психологический климат в образовательной организации.
Но в настоящий момент хотелось бы остановиться на другом способе решения конфликтов – судебном.
Деятельность российских третейских судов регулируется на трех уровнях:
Общеевропейский (Европейская конвенция «О внешнеторговом арбитраже» [1])
Федеральный (Федеральный закон РФ 102-ФЗ «О третейских судах в РФ» [5]; при рассмотрении споров с участием хотя бы одного из иностранных субъектов также регулируется Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г.) [9]. А с 01.09.2016 г. вступает в силу ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ» №382-ФЗ от 29.12.2015 г. [6]
Местный (Регламент данного Третейского суда и третейские соглашения сторон спора).
Итак, Третейский суд - это постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора, такое определение третейского суда дает ФЗ «О третейских судах в РФ» №102-ФЗ [5] .
Основной принцип третейского разбирательства – добровольное исполнение сторонами решения третейского суда. В противном случае, сторона, в пользу которой решение суда не исполнено, имеет право обратиться в арбитражный суд или суд общей юрисдикции, на территории которого расположен третейский суд, за выдачей исполнительного листа.
Обязательным условием для передачи дела в третейский суд является третейское соглашение (третейская оговорка), или арбитражное соглашение в новом законе.
Включая в договор третейскую оговорку, стороны договариваются, что споры по данному договору будут решаться в конкретном третейском суде. В случае, если в договоре нет таких условий, это не мешает сторонам заключить дополнительное соглашение, в котором прописать такое условие, или заключить отдельное соглашение.
Если в договоре уже есть третейская оговора, стороны обязаны свой спор решать в данном третейском суде, т.к. третейская оговорка является условием договора, а, согласно статьям 309-310 Гражданского кодекса Российской Федерации [2], обязательства должны исполняться надлежащим образом, одностороннее изменение условий договора не допускается.
Одним из основных преимуществ передачи в третейский суд возникшего спора является его более быстрое рассмотрение. Третейские суды не связаны жесткими процессуальными требованиями.
Выбор третейских судей — еще одно преимущество третейских судов. Стороны могут выбрать единоличное или коллегиальное разрешение спора. В таком случае постоянно действующий третейский суд назначит судей в соответствии со своим регламентом, а для третейского суда ad hoc стороны сами пригласят арбитров. Как и в случае с судьями государственных арбитражных судов, существует гарантия беспристрастности, а также механизм ее защиты — отводы судей. Также значительным преимуществом третейского разбирательства является полная конфиденциальность. В случае с арбитражными судами простой запрос на соответствующем ресурсе (kad.arbitr.ru) покажет, ведет ли та или иная компания судебные тяжбы, а если ведет, то с кем и по какому поводу. В некоторых случаях такое тихое урегулирование спора является несомненным преимуществом. Хотя в новом законе информация о подаче искового заявления должна быть размещена на сайте суда в течение 3-х дней с момента получения третейским судом информации о подачи иска, что призвано повысить прозрачность судебного разбирательства (п.8 ст.45 Федерального закона РФ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ» №382-ФЗ от 29.12.2015 г.[6]).
Третейский сбор в целом по стране сопоставим с государственной пошлиной за рассмотрение дела государственным судом.
Несмотря на перечисленные достоинства, третейские суды не лишены недостатков. Наибольшее число дискуссий вызывают следующие проблемы:
вопрос о беспристрастности (проблема «карманных судов»);
проблема разграничения компетенции;
проблема ответственности за незаконные решения.
Проблема беспристрастности судов
Это, пожалуй, самая злободневная проблема. В теории права выделяют объективную и субъективную беспристрастность.
Субъективная беспристрастность — это система факторов, характеризующая конкретного третейского судью как объективного и незаинтересованного в исходе дела.
Объективная беспристрастность не относится напрямую к судье, а содержит лишь объективные, не зависящие от судьи факторы — например, невозможность учредителя влиять на его решения.
Конституционный суд РФ в Постановлении от 18.11.2014 № 30-П [7] делает акцент на том, что беспристрастность — это прежде всего отсутствие трудовых, гражданско-правовых и иных отношений между судьей и участником спора.
Проблема разграничения компетенции
Не первый год не утихают споры о том, какими делами не должны заниматься третейские суды. Законодательно этот вопрос решается просто: согласно Закону о третейских судах третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор. Таким образом, в отдельных случаях третейский суд может отказать в принятии спора к рассмотрению, к примеру, в случае недействительности третейского соглашения.
Проблема ответственности за незаконные решения
В случае вынесения решения, которое «нарушает основополагающие принципы российского права», пострадает лишь репутация третейского судьи и суда. В процессуальном порядке решение будет отменено компетентным судом.
Что же нужно сделать образовательной организации, чтобы разрешить спор в третейском суде?
Изучить список имеющихся в Москве третейских судов.
Выбрать тот третейский суд, чей регламент позволяет решать спор, который может возникнуть между школой как юридическим лицом и третьими лицами (родители обучающихся, работники школы, обучающиеся).
Включить третейскую оговорку в текст договоров, которые школа заключает с этими лицами (трудовой договор, договор об оказании образовательных услуг, абонентский договор, иные виды договоров). И пользоваться теми преимуществами, которые предоставляет третейский суд.
Список литературы:
1. "Европейская Конвенция о внешнеторговом арбитраже" (Заключена в г. Женеве 21.04.1961) (вместе со "Статусом Европейской Конвенции о внешнеторговом арбитраже" (по состоянию на 17.03.2016 г.))
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 года №51-ФЗ (ред. от 31.01.2016 г.)
3. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"
4. Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"
5. Федеральный закон от 24.07.2002 № 102-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О третейских судах в Российской Федерации"
6. Федеральный закон от 29.12.2015 № 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации"
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.11.2014 № 30-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 18 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации", пункта 2 части 3 статьи 239 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в связи с жалобой открытого акционерного общества "Сбербанк России"
8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 № ВК-844/07 "О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации" (вместе с "Рекомендациями по организации служб школьной медиации в образовательных организациях", утв. Минобрнауки России 18.11.2013 № ВК-54/07вн)
9. Закон РФ от 07.07.1993 № 5338-1 (ред. от 03.12.2008) "О международном коммерческом арбитраже" (вместе с "Положением о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации", "Положением о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации")