Роль третейского суда в разрешении конфликтов в образовательной среде. Проблемы и перспективы развития




Панова Елена Викторовна

юрисконсульт, ГБОУ СОШ № 892, г. Москва

Аннотация: В представленной статье автор рассказывает о роли третейского суда в разрешении конфликтов в образовательной среде, а так же о возникающих проблемах и путях их решений.

Ключевые слова: третейский суд, образовательное право, конфликты, обучающиеся.




Библиографическое описание: Панова Е.В. РОЛЬ ТРЕТЕЙСКОГО СУДА В РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ [Текст] // Актуальные проблемы юридической науки: теория и практика: сборник материалов 17-й международной научно-практической конференции, (г. Махачкала, 17 апреля, 2016 г.)- Махачкала: Издательство «Апробация». С. 113-117


Образовательная среда содержит большое количество участников:

- обучающиеся,

- родители,

- педагогический состав,

- администрация образовательной организации.

Для каждого из них характерны собственное мнение, своя картина мира, свои желания и потребности, которые могут быть основой возникновения конфликтных ситуаций.

Учитывая все более усложняющиеся отношения субъектов образовательного права, конфликтность имеет тенденцию к разрастанию вглубь (конфликты становятся более острыми) и вширь (появляются новые виды конфликтов). В связи с чем на первый план выходят пути их мирного урегулирования.

Здесь можно выделить 2 группы конфликтов:

Деловые, возникают на почве несовпадения мнений и поступков при решении проблем делового характера (режим работы, нагрузка, методы обучения и т.д.). Они могут возникать между работниками и администрацией.

Личностные конфликты - протекают на основе противоречий в личностных интересах (оценка людьми друг друга, реальной или кажущейся несправедливости в оценке их действий, результатов работы). Они более характерны для отношений «педагог-родитель», но школа – это большой коллектив. Следовательно, появление личностных конфликтов неизбежно и среди самих работников школы. Особенно при переходе организации на так называемый эффективный контракт и грядущее внедрение профессиональных стандартов.

На проблематику конфликтных ситуаций в образовательных структурах, а также способы их решения указывает и «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», принятая Указом Президента РФ №761 01 июня 2012 года [3], которая определила ряд мер, имеющих прямое отношение к восстановительному правосудию и службам примирения. Это:

- приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия; наличие системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения);

- развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия;

- организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, улучшение отношений в образовательном учреждении;

Исходя из сказанного выше мы можем выделить такие способы решения конфликтов, как

- медиация, когда спорящие стороны приходят к решению самостоятельно, но с помощью третьего лица, помогающего сторонам выработать решение по существу спора;

- суд, как директивный способ решения спора, когда спорящие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а решение принимает третье лицо.

Минобрнауки РФ в своем Письме от 18 ноября 2013 г. № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации» [8] указывает, что «в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации».

В письме даются такие понятия, как Школьная медиация и служба школьной медиации, уточняются цели и задачи таких органов, а так же расписаны этапы их организации.

У нас действует Федеральный закон от 27 июня 2010 г. №193-ФЗ "Об альтернативной  процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" [4], в котором даны правовые основы процедуры медиации.

Функционирование служб примирения в школах позволит:

- сократить общее количество конфликтных ситуаций и их остроту среди участников образовательного процесса;

- повысить квалификацию работников образовательной организации в сфере защиты прав и интересов детей;

- оздоровить социально-психологический климат в образовательной организации.

Но в настоящий момент хотелось бы остановиться на другом способе решения конфликтов – судебном.

Деятельность российских третейских судов регулируется на трех уровнях:

Общеевропейский (Европейская конвенция «О внешнеторговом арбитраже» [1])

Федеральный (Федеральный закон РФ 102-ФЗ «О третейских судах в РФ» [5]; при рассмотрении споров с участием хотя бы одного из иностранных субъектов также регулируется Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г.) [9]. А с 01.09.2016 г. вступает в силу ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ» №382-ФЗ от 29.12.2015 г. [6]

Местный (Регламент данного Третейского суда и третейские соглашения сторон спора).

Итак, Третейский суд - это постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора, такое определение третейского суда дает ФЗ «О третейских судах в РФ» №102-ФЗ [5] .

Основной принцип третейского разбирательства – добровольное исполнение сторонами решения третейского суда. В противном случае, сторона, в пользу которой решение суда не исполнено, имеет право обратиться в арбитражный суд или суд общей юрисдикции, на территории которого расположен третейский суд, за выдачей исполнительного листа.

Обязательным условием для передачи дела в третейский суд является третейское соглашение (третейская оговорка), или арбитражное соглашение в новом законе.

Включая в договор третейскую оговорку, стороны договариваются, что споры по данному договору будут решаться в конкретном третейском суде. В случае, если в договоре нет таких условий, это не мешает сторонам заключить дополнительное соглашение, в котором прописать такое условие, или заключить отдельное соглашение.

Если в договоре уже есть третейская оговора, стороны обязаны свой спор решать в данном третейском суде, т.к. третейская оговорка является условием договора, а, согласно статьям 309-310 Гражданского кодекса Российской Федерации [2], обязательства должны исполняться надлежащим образом, одностороннее изменение условий договора не допускается.

Одним из основных преимуществ передачи в третейский суд возникшего спора является его более быстрое рассмотрение. Третейские суды не связаны жесткими процессуальными требованиями.

Выбор третейских судей — еще одно преимущество третейских судов. Стороны могут выбрать единоличное или коллегиальное разрешение спора. В таком случае постоянно действующий третейский суд назначит судей в соответствии со своим регламентом, а для третейского суда ad hoc стороны сами пригласят арбитров. Как и в случае с судьями государственных арбитражных судов, существует гарантия беспристрастности, а также механизм ее защиты — отводы судей. Также значительным преимуществом третейского разбирательства является полная конфиденциальность. В случае с арбитражными судами простой запрос на соответствующем ресурсе (kad.arbitr.ru) покажет, ведет ли та или иная компания судебные тяжбы, а если ведет, то с кем и по какому поводу. В некоторых случаях такое тихое урегулирование спора является несомненным преимуществом. Хотя в новом законе информация о подаче искового заявления должна быть размещена на сайте суда в течение 3-х дней с момента получения третейским судом информации о подачи иска, что призвано повысить прозрачность судебного разбирательства (п.8 ст.45 Федерального закона РФ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ» №382-ФЗ от 29.12.2015 г.[6]).

Третейский сбор в целом по стране сопоставим с государственной пошлиной за рассмотрение дела государственным судом.

Несмотря на перечисленные достоинства, третейские суды не лишены недостатков. Наибольшее число дискуссий вызывают следующие проблемы:

вопрос о беспристрастности (проблема «карманных судов»);

проблема разграничения компетенции;

проблема ответственности за незаконные решения.

Проблема беспристрастности судов

Это, пожалуй, самая злободневная проблема. В теории права выделяют объективную и субъективную беспристрастность.

Субъективная беспристрастность — это система факторов, характеризующая конкретного третейского судью как объективного и незаинтересованного в исходе дела.

Объективная беспристрастность не относится напрямую к судье, а содержит лишь объективные, не зависящие от судьи факторы — например, невозможность учредителя влиять на его решения.

Конституционный суд РФ в Постановлении от 18.11.2014 № 30-П [7] делает акцент на том, что беспристрастность — это прежде всего отсутствие трудовых, гражданско-правовых и иных отношений между судьей и участником спора.

Проблема разграничения компетенции

Не первый год не утихают споры о том, какими делами не должны заниматься третейские суды. Законодательно этот вопрос решается просто: согласно Закону о третейских судах третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор. Таким образом, в отдельных случаях третейский суд может отказать в принятии спора к рассмотрению, к примеру, в случае недействительности третейского соглашения.

Проблема ответственности за незаконные решения

В случае вынесения решения, которое «нарушает основополагающие принципы российского права», пострадает лишь репутация третейского судьи и суда. В процессуальном порядке решение будет отменено компетентным судом.

Что же нужно сделать образовательной организации, чтобы разрешить спор в третейском суде?

Изучить список имеющихся в Москве третейских судов.

Выбрать тот третейский суд, чей регламент позволяет решать спор, который может возникнуть между школой как юридическим лицом и третьими лицами (родители обучающихся, работники школы, обучающиеся).

Включить третейскую оговорку в текст договоров, которые школа заключает с этими лицами (трудовой договор, договор об оказании образовательных услуг, абонентский договор, иные виды договоров). И пользоваться теми преимуществами, которые предоставляет третейский суд.

 

Список литературы:

1.   "Европейская Конвенция о внешнеторговом арбитраже" (Заключена в г. Женеве 21.04.1961) (вместе со "Статусом Европейской Конвенции о внешнеторговом арбитраже" (по состоянию на 17.03.2016 г.))

2.   Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 года №51-ФЗ (ред. от 31.01.2016 г.)

3.   Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"

4.   Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"

5.   Федеральный закон от 24.07.2002 № 102-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О третейских судах в Российской Федерации"

6.   Федеральный закон от 29.12.2015 № 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации"

7.   Постановление Конституционного Суда РФ от 18.11.2014 № 30-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 18 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации", пункта 2 части 3 статьи 239 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в связи с жалобой открытого акционерного общества "Сбербанк России"

8.   Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 № ВК-844/07 "О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации" (вместе с "Рекомендациями по организации служб школьной медиации в образовательных организациях", утв. Минобрнауки России 18.11.2013 № ВК-54/07вн)

9.   Закон РФ от 07.07.1993 № 5338-1 (ред. от 03.12.2008) "О международном коммерческом арбитраже" (вместе с "Положением о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации", "Положением о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации")

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»