Доминантные черты авторского сознания М.А. Шолохова




Полупанова Анна Владимировна

канд. филол. наук, доцент
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»
Россия, г. Уфа




Ключевые слова: 




Библиографическое описание: Полупанова А.В. ДОМИНАНТНЫЕ ЧЕРТЫ АВТОРСКОГО СОЗНАНИЯ М.А. ШОЛОХОВА [Текст] // Проблемы филологии, культурологии и искусствоведения в свете современных исследований: сборник материалов 18-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 19 июня, 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация" -С. 27-28


Совершенствование методики литературоведческого анализа, углубление существующих и разработка новых подходов в осмыслении литературных явлений, поиск критериев адекватного прочтения, выявление глубинных контекстуальных связей невозможны вне обращения к структуре авторского сознания как организующего начала, объединяющего все составляющие художественного текста, вне постижения авторской концепции действительности и исследования авторских интенций. Авторское сознание М.А. Шолохова характеризуется устойчивым комплексом доминантных черт, получающих неповторимо-индивидуальное воплощение в поэтике его произведений. Важнейшими среди них должны быть признаны: народность, трагическое, комическое начало, эпичность, полифонизм и диалогичность.

1. Народность – самая очевидная черта авторского сознания М.А. Шолохова, понимаемая нами и как воспроизведение судеб героев из народа, бытия народа, и как воссоздание системы ценностей, присущей всему народу, и как воспроизведение стихии народной речи, позволяющие стать писателю «голосом» самого народа. В изображении «мысли народной» М.А. Шолохов выступает прямым наследником русской классической литературы, прежде всего Л.Н. Толстого.

2. Трагическое – самый существенный элемент в художественной картине мира М.А. Шолохова, предопределивший соответствующую сторону авторского сознания писателя. Трагическое как философская и эстетическая категория, характеризующая неразрешимый общественно-исторический конфликт, сопровождающийся человеческим страданием и гибелью важных для жизни ценностей, определяет поэтику и «Донских рассказов», и «Тихого Дона», и «Поднятой целины», и «Судьбы человека», и незавершенного романа «Они сражались за Родину». Произведения М.А. Шолохова как вехи исторического пути России в ХХ веке запечатлели социально-исторические сдвиги, коснувшиеся всех сторон жизни. В частной трагедии героев М.А. Шолохова нашли отражение трагические стороны самой жизни.

3. Комическое – другая неотъемлемая черта авторского сознания писателя. Разнообразны как формы комического в прозе М.А. Шолохова: от простодушного юмора, иронии и скепсиса до сатиры и фарса, так и сами способы существования комического: от бытовых анекдотических ситуаций до пронизывающей все повествование усмешки самого автора. Стихию комического в целом следует рассматривать в прозе М.А. Шолохова как противовес безумству истории, «противоядие» от ненависти и страха (в «Поднятой целине» и «Судьбе человека» прежде всего).

4. Эпичность – важнейшая сторона авторского сознания М.А. Шолохова, опять вписывающая писателя в традиции русской литературы ХIХ – ХХ вв. (Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, М. Горький, А.Н. Толстой). Именно через эпическое состояние мира, эпический конфликт и самовыражение эпического героя М.А. Шолохов постигает смысл истории и народных судеб. Однако писатель не позволяет эпической линии заполнить все повествование, расширяя его за счет лирических и отчасти драматических элементов (в «Тихом Доне», «Судьбе человека»).

5. Полифонизм и диалогичность – безусловные черты авторского сознания писателя, открывающее своеобразие «Тихого Дона» и «Поднятой целины» в первую очередь. Отличительной чертой поэтики этих романов можно считать конфликтность не самих даже персонажей, а сознаний, различных смысловых и оценочных планов. В этом смысле М.А. Шолохов должен быть прочитан как «преемник» Ф.М. Достоевского и осмыслен в контексте бахтинского учения о полифонизме. В художественном пространстве «Тихого Дона» и «Поднятой целины» ни один из героев не обладает исключительным правом на истину, и в то же время каждый из них может выразить какую-то грань авторского мировидения. Авторское сознание и авторское слово М. Шолохова формируется на пересечении самых разных мнений, зачастую конфликтующих между собой, словно отражает поток самой жизни.

Выявленные ценностно-смысловые доминанты, во взаимосоотнесенности реализуясь в индивидуальном художественном мышлении писателя, конституируют тип авторского сознания, воплощенный также в субъектных и внесубъектных формах авторского присутствия (среди которых – автор-повествователь и герой-рассказчик, пространственно-временная и сюжетно-композиционная организации, система мотивов, символика и т.п.).

 

Список литературы:

1.   Большакова А.Ю. Теории автора в современном литературоведении / А.Ю. Большакова // Известия РАН. Серия лит. и яз. – 1998. – Т. 57. – № 5. – С. 15-24.

2.   Драгомирецкая Н. В. Автор и герой в русской литературе ХIХ–ХХ вв. / Н. В. Драгомирецкая. – М.: Наука, 1991. – 379 с.

3.   Муравьева Н.М. Проза М. А. Шолохова: онтология, эпическая стратегия характеров, поэтика. Автореф. дисс. … докт. филол. наук / Н. М. Муравьева; Тамбовский гос. ун-т им. Г.Д. Державина. – Тамбов, 2007. – 48 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»