РУССКАЯ ТЕМАТИКА В ХОРОВОМ ТВОРЧЕСТВЕ Р.К. ЩЕДРИНА




Владимирцева Нелли Николаевна

Профессор Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова, Россия.

В статье дается информация о наиболее значимом направлении в образности хорового творчества современного композитора Р. Щедрина – русской теме. Подчеркивается её особое значение, примеры проявления. Отмечается тяготение к текстам русских поэтов и писателей.

Ключевые слова: Ключевые слова: Р. Щедрин,хоровая музыка,русские поэты и писатели.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


 «Я русский человек, все мои корни здесь. Даже окажись я где-нибудь на Огненной земле – остался бы таковым», – говорит о себе Р. Щедрин.1 [2,с.25]

И действительно, хоровое творчество выдающегося отечественного композитора, крупнейшего мастера хоровой музыки Родиона Щедрина имеет исконно русские корни. Супруга композитора Майя Плисецкая отмечает: «К России, к русской культуре, истории, обычаям он накрепко прикован чугунными, хоть и невидимыми нитями».2[2,с.25]

Главные образы хорового творчества Щедрина – Россия, ее многовековая история, русский народ с его нелегкой судьбой, исторические личности, размышления о смысле жизни, искания веры, нравственных и духовных опор. Русская тема во всем своем разнообразии и глубине проявилась в четырех хорах на стихи А. Твардовского, хоре «Русские деревни» на слова И. Харабарова, хоре «Стирала женщина белье» на слова И. Ляпина, поэме «Казнь Пугачева», хоровой музыке по Н. Лескову «Запечатленный ангел», хоровой опере «Боярыня Морозова», Диптихе на стихи А. Вознесенского, цикле «Два русских хора», кантате для хора и оркестра «Моление» и  хоре «Многая лета» для смешанного хора и ударных. В заключительном номере «Концертино» как символ России, всего истинно русского, звучат колокола.

Литературными источниками хоровых произведений Щедрина становятся тексты русских классиков. По словам В.Н. Холоповой, «творить музыку на русское слово – принципиальная эстетическая установка композитора».3 [2,с.7] Литературно-поэтическое творчество А.С. Пушкина,  Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова нашло в музыке композитора самобытное, художественно убедительное воплощение. По высказыванию самого композитора,  – «это те Боги, в которых я неизбывно верую». 4[2,с.6] В русской литературе композитора привлекает глубина мысли, яркость эмоциональных переживаний, высокие нравственные ориентиры.

По определению Ю.И. Паисова, «Щедрин понимает словокак символ-первообраз, глубинный смысловой импульс». 5[1,с.178] Щедрин наделяет музыкально-интонируемое слово ёмким и глубоким подтекстом.

Образы музыкальных произведений Щедрина на русскую тематику разнообразны, но всех их объединяет философский взгляд на человеческое бытие, размышления о смысле жизни, о нравственных и духовных исканиях. Русская тема получает в произведениях Щедрина глубокое, а подчас драматически экспрессивное воплощение. Композитор выступает в своём творчестве как самобытный художник-философ.

Список литературы:

  1. Прохорова, И. Р. Щедрин: начало пути. – М.: Советский композитор, 1989. – 223с.
  2.    Холопова, В.Н. Путь по центру. Композитор Р. Щедрин. – М.: Композитор, 2000.62 с
Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»