+7 989 669 15 15



Самосознание и развитие личности как «особый временной момент»




Саидова Зарема Хамидовна

ассистент
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»


Аннотация: В статье рассматривается проблема возникновения и развития самосознания личности. Раскрыто понятие «самосознание» в рамках отечественной психологической науки.

Ключевые слова: «личность», «самооценка», «самосознание», «сознание».




Библиографическое описание: Саидова З.Х. САМОСОЗНАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК «ОСОБЫЙ ВРЕМЕННОЙ МОМЕНТ» [Текст] // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе: сборник материалов 12-й международной научно-практической конференции., 20 ноября 2016 г.—Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 — С.86-87


Изучение временного фактора в развитии и регуляции самосознания позволяет лучше понять его природу, выявить активные периоды его развития на всем протяжении жизненного пути человека.

Сама проблема возникновения самосознания как одна из исходных и методологически важных при анализе соотношения сознания и самосознания имеет временную представленность. Согласно взглядам Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна, самосознание ребенка есть этап в развитии его сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности. [3, С. 141; 5, С. 308].

Б. Г. Ананьев указывал, что онтогенетическое развитие самосознания проходит несколько этапов; оно возникает в период, когда ребенок начинает выделять себя в качестве субъекта своих действий [1, С. 293]. Несколько последовательных моментов становления самосознания в онтогенезе отмечает и С. Л. Рубинштейн [5, С.308], это овладение собственным телом, возникновение произвольных движений, самостоятельное передвижение и самообслуживание [2, С. 124]. Многие авторы, в том числе А. Г. Спиркин, И. И. Чеснокова согласны с тем, что самосознание является более поздним продуктом развития, по сравнению с сознанием. Самосознание дает возможность индивиду осознать себя через осознание своего отношения к миру, к людям, через практическую деятельность и ее результаты [4, С. 47; 6, С. 40]. Весьма распространена точка зрения, что самосознание появляется только в подростковом возрасте. Согласно исследованиям М. Куна и М. Мид, появление самосознания связано у подростка со способностью стать на место другого. Впервые к исследованию самосознания подростка в отечественной психологии обратился Л. С. Выготский. Самосознание подростка он рассматривает не только как феномен его личности и сознания, а как особый временной момент развития личности подростка, биологически обоснованный и социально подготовленный всей предшествующей его историей.           

Таким образом, в становлении и развитии личности и ее самосознания временные детерминанты выступают как неотъемлемый элемент структуры личности, критерий человека развивающегося — проявление регуляционных возможностей человека в пространственно-временном континууме всего онтогенеза.

 

Список литературы:

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. С. 293.

2. Болотова А.К. Особенности восприятия времени в дошкольном возрасте // Новые исследованмя в психологии. 1977. № 2. С. 124.

3. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. С. 141-143.

4. Розен Г.Я. Самопознание как проблема социальной перцепции// Вопросы психологии познания. Вып. 235. Краснодар, 1977. С. 47-48.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. М., 1989. С. 308.

6. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. С. 39-40.

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-415
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 декабря 2017 г
P-116
Направления: педагогика,психология,культурология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.
E-415
Направления: экономика,социология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.