«Классический» университет представил новую форму обучения, единственную для всех областей знаний – научно-исследовательский семинар. Роль семинаров в течение ХІХ в. росла и в 1882 г. в прусских университетах было уже 320 семинаров, поскольку принцип преподавания и исследования требовал привлечения студентов в научную работу преподавателей [5, c. 347].
В естественных отраслях эксперименты проводились во время учебной практики, а в гуманитарных большое значение имели семинары. Кроме того, семинары были инструментом контроля профессиональной пригодности будущих школьных учителей.
Эта форма обучения проводились только на платной основе. Ее цель заключалась в подготовке к самостоятельной научной деятельности, приучении к применению научных методов.
Ф. Паульсен предлагал, чтобы занимались научной деятельностью со студентами молодые доценты под общим руководством профессоров. Это было бы полезно как для студентов, так и для их руководителей, которые бы продолжали детально знакомиться с предметом, находили новые темы для занятий [2, с. 293].
Для подготовки к семинарским занятиям использовалась научная литература. Обычно для подготовки реферата предлагали использовать: учебники (считались основой самообразования, только после детального ознакомления с их материалом, можно было переходить к изучению других источников), справочные книги (энциклопедии, словари, лексиконы, сборники материалов), первоисточники (священное писание – для теологов, для философов – произведения классиков, для юристов – Corpus Juris) [4, с. 93–94].
К семинарским занятиям готовились реферативные сообщения. Структура семинара была следующей: студенты по очереди читали самостоятельно написанные рефераты или короткие очерки и произведения, аргументированно отвечали на вопрос аудитории. Следовательно, семинары частично заменили диспуты, хотя и носили другой характер [3, с. 283; 1, c. 247–248].
Таким образом, семинар являлся подготовительной формой работы к научно-исследовательской деятельности.
Список литературы:
1. Дёмин М. Немецкий университет XIX века и дисциплинарная специализация философии / Максим Дёмин // Логос. – № 1 [91]. – 2013. – C. 240–261.
2. Паульсен Ф. Германские университеты / Фридрих Паульсен. – СПб.: Издание редакции журнала «Образование», 1904. – 413 с.
3. Путята А. Очерки студентской жизни въ Германии / А. Путята. // Русский вестник. – 1879. – № 1. – С. 264–290.
4. Foster F.H. The Seminary Method of Original Study in the Historical Sciences Illustrated from Church History / Frank Hugh Foster. – New York: Scribner, 1888. – xi, 129 p.
5. Kruze O. The Origins of Writing in the Disciplines Traditions of Seminar Writing and the Humboldtian Ideal of the Research University / O. Kruze // Written Communication. – 2006. – № 3 (23). – P. 331–352.