СИНДРОМ «ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ» У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ФАКТОРЫ И ТЕНДЕНЦИИ




Климцова Анна Владимировна

студентка ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», Россия, г. Брянск

Статья посвящена проблеме синдрома «психического выгорания», рассмотрены факторы, способствующие его развитию, у преподавателей высшей школы. Приводятся статистически доказанные взаимосвязи между уровнем психического выгорания, полом и факторами. Предложены психолого-педагогические рекомендации по профилактике синдрома «психического выгорания».

Ключевые слова: Ключевые слова: синдром «психического выгорания»; психическое (личностное) выгорание; эмоциональное выгорание; профессиональное выгорание; эмоциональное истощение; деперсонализация; редукция личных достижений.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Согласно современным данным, под «психическим выгоранием понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы» [2, с. 108].

Этот синдром включает в себя 3 составляющих: эмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и редукцию личных достижений (профессиональная некомпетентность) (по К. Маслач и С. Джексон) [3, с. 95].

Для объяснения феномена психического выгорания в зарубежной литературе существуют 3 основных подхода: интерперсональный подход К. Маслач (нарушение межличностных взаимоотношений), индивидуальный подход Х. Фишер (нарциссическое личностное расстройство) и организационный подход К. Чернисс (нет профессиональной самоэффективности).

Симптомы, характерные для синдрома «психического выгорания», можно разделить на 3 основные группы: психофизиологические, социально-психологические и поведенческие [5, с. 135].

Развитию синдрома «психического выгорания» способствуют следующие факторы: организационные (условия работы и содержание работы), социально-психологические (взаимоотношения в организации, отношение к объекту труда) и индивидуальные (социально-демографические условия и личностные особенности) (по В.Е. Орел) [4, с. 90].

На основании теоретического анализа проблемы в качестве гипотезы мы выдвинули предположение о том, что развитию синдрома «психического выгорания» у преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования способствуют следующие факторы: педагогический стаж работы, возраст, ученая степень. Для проверки гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование в марте 2014 года на базе ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского». В исследовании приняло участие 60 преподавателей университета в возрасте 25-70 лет.

Все испытуемые были распределены на группы по следующим факторам: 1) по педагогическому стажу работы: 9 лет и ниже; от 10 до 24 лет; 25 лет и выше; 2) по возрасту: от 25 до 34 лет; от 35 до 54 лет; 55 лет и выше; 3) по наличию ученой степени: нет ученой степени; кандидат наук; доктор наук. В каждой группе наблюдалось одинаковое количество мужчин и женщин.

Психическое выгорание включает в себя: личностное выгорание (методика «Определение психического выгорания» (по А.А. Рукавишникову), эмоциональное выгорание (методика «Диагностика эмоционального выгорания личности» (по В.В. Бойко) и профессиональное выгорание (методика «Диагностика профессионального выгорания MBI» (по К. Маслач и С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой). Проанализировав результаты по всем трем методикам эмпирического исследования, мы сделали следующие выводы.

Взаимосвязь уровня психического выгорания и педагогического стажа работы отразим на диаграмме (см. рис. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Результаты исследования в зависимости

от педагогического стажа работы (%)

 

Условные обозначения: В (М) – высокий уровень у мужчин, В (Ж) – высокий уровень у женщин

Мы видим, что высокий уровень психического выгорания выражен в большей степени у преподавателей с педагогическим стажем работы (25 лет и выше) и, наибольшим образом, у мужчин, это объясняется внутренним локусом контроля и склонностью к самоанализу у мужчин.

С увеличением педагогического стажа работы у преподавателей начинает возникать чувство неуверенности в своих силах, неспособности осуществить задуманное, справиться с рабочими трудностями, творчески реализовать проект и т.д., так как они считают, что за годы преподавания уже многое сделано, не происходят изменения в видах деятельности, в карьере.

Взаимосвязь уровня психического выгорания и возраста отразим на диаграмме (см. рис. 2).

Условные обозначения: В (М) – высокий уровень у мужчин, В (Ж) – высокий уровень у женщин

Таким образом, высокий уровень психического выгорания сильно выражен у преподавателей в возрасте (55 лет и выше) и в большей степени у мужчин, так как мужчины менее эмоциональны по сравнению с женщинами. Это мы объясняем тем, что с увеличением возраста у преподавателей появляется физическая и психологическая усталость, которая приводит к нежеланию и неспособности работать и преподавать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.Результаты исследования в зависимости

от возраста (%)

 

Взаимосвязь уровня психического выгорания и ученой степени отразим на диаграмме (см. рис. 3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3.Результаты исследования в зависимости

от наличия ученой степени (%)

 

Условные обозначения: В (М) – высокий уровень у мужчин, В (Ж) – высокий уровень у женщин

Мы наблюдаем, что высокий уровень психического выгорания выражен больше всего у преподавателей, имеющих ученую степень (доктор наук) и, наибольшим образом, у мужчин, потому что мужчины не всегда имеют адекватную самооценку, более сосредоточены на себе, неэмоциональны, среди мужчин встречается больше интровертов. Это следует из того, что доктора наук большую часть своего времени занимаются научно-исследовательской деятельностью, в то время как, преподаванию уделяют меньшую часть своего времени. Физическая и психологическая усталость, накопившаяся за годы преподавания и написания диссертации, не дает возможности преподавателям работать в полную силу, развивать свой профессиональный и творческий потенциал.

Для оценки достоверности различий между процентными долями двух выборок (мужчин и женщин) по выраженности высокого уровня психического выгорания мы использовали критерий φ* – угловое преобразование Фишера.

Поскольку нас интересовала выраженность высокого уровня психического выгорания, то мы посчитали «эффектом» высокий уровень психического выгорания, а отсутствием эффекта – низкий и средний уровни психического выгорания. φ*эмп значимо, если φ*эмп ≥ φ*кр.

Проведя соответствующие математические расчеты, мы получили следующие результаты: φ*кр = 1,64 (p≤0,05), φ*кр = 2,31 (p≤0,01); φ*эмп = 0,325; φ*эмп < φ*кр. Следовательно, полученное эмпирическое значение φ*эмп находится в зоне незначимости.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что различия в выраженности высокого уровня психического выгорания у мужчин и женщин со статистической точки зрения не значимы.

Для определения корреляционных зависимостей между средними показателями уровня психического выгорания у преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования мы использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Таким образом, можно наблюдать, что между полом и психическим выгоранием не существует статистически значимых связей, а между педагогическим стажем и психическим выгоранием зависимость статистически значима на уровне p<0,01 (2-сторонняя) с коэффициентом корреляции 0,625, т.е. мы можем утверждать, что с увеличением педагогического стажа работы у преподавателей увеличивается уровень психического выгорания. Взаимосвязь между возрастом и психическим выгоранием статистически значима на уровне p<0,01 (2-сторонняя) с коэффициентом корреляции 0,521, следовательно, с увеличением возраста у преподавателей увеличивается уровень психического выгорания. Зависимость между наличием ученой степени и психическим выгоранием статистически значима на уровне p<0,01 (2-сторонняя) с коэффициентом корреляции 0,653, таким образом, видно, что при наличии более высокой ученой степени у преподавателей увеличивается уровень психического выгорания.

Мы пришли к выводу, что высокий уровень психического выгорания не зависит от пола, но проявляется в большей степени у мужчин, зависит от педагогического стажа работы, от возраста и от ученой степени, что ведет к подтверждению выдвинутой нами гипотезы исследования.

В целях противостояния синдрому «психического выгорания» мы предлагаем следующие психолого-педагогические рекомендации:

- определите и разделите краткосрочные и долгосрочные цели;

- используйте «тайм-ауты», которые необходимы для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

- овладейте умениями и навыками саморегуляции;

- займитесь профессиональным развитием и самосовершенствованием;

- уходите от ненужной конкуренции;

- вовлекайтесь в эмоциональное общение;

- старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

- учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;

- проще относитесь к конфликтам на работе;

- не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем.

 

Список литературы:

  1. Бойко, В.В. Психоэнергетика [Текст] / В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 2008. – 416 с.: ил. – (Серия «Краткий справочник»).
  2. Водопьянова, Н.Е., Старченкова, Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»).
  3. Маслач, К., Джексон, С. Синдром «психического выгорания»: пути его преодоления [Текст] / К. Маслач, С. Джексон. – 7-е изд. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2011. – 693 с.
  4. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы [Текст] / В.Е. Орел // Психологический журнал. – 2001. – № 1. – С. 90-101.
  5. Cherniss, C. The role of professional self-efficacy in the etiology and amelioration of burnout [Text] / C. Cherniss // In Professional burnоut: recent developments in theory and research / Ed. W.B Schaufeli, C Maslach, T Marek. – London, 2012. – P. 135-149.


 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»