+7 989 669 15 15



Сновидения в романе Н.Г. Чернышевского «Что Делать?»




Балахонова Анастасия Александровна*
Христова Татьяна Юрьевна**
Половнева Марина Владимировна***

студентка *
студентка **
к.ф.н., доцент ***
Белгородский государственный исследовательский университет , г. Белгород


Аннотация: в статье рассматриваются и анализируются сновидения как литературные приемы в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Сны главной героини произведения отражают философскую концепцию автора, основанную на идеях революционного переустройства русского общества.

Ключевые слова: сновидения, Н.Г. Чернышевский, Вера Павловна, общество.




Библиографическое описание: Балахонова А.А., Христова Т.Ю., Половнева М.В. СНОВИДЕНИЯ В РОМАНЕ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО «ЧТО ДЕЛАТЬ?» [Текст] // Научный поиск в современном мире: сборник материалов 13-й международной научно-практической конференции , (г. Махачкала, 30 сентября, 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С. 51-52


Сновидение в литературе – распространенный сюжет, литературный приём, встречающийся в мифах, эпосе, религиозных сочинениях, исторических хрониках, беллетристике и поэзии по всему миру с древнейших времен. Как литературный прием, сновидение «служит для самых разнообразных целей: формального построения и художественной композиции всего произведения и его составных частей, идеологической и психологической характеристики действующих лиц и изложения взглядов самого автора» [1, с.49].

В литературных памятниках они отчетливо распадаются на две группы явлений, функционирующих на разных уровнях абстракции. К первой группе относятся сны, как украшение (обычно вещий сон, подлежащий толкованию, начиная уже с «Эпоса о Гильгамеше»). Ко второй – сновидения в более свободной форме, как повествовательная рамка, обрамление произведения в целом (пьеса «Укрощение строптивой» Шекспира) [2, с.117].

Особое значение прием сновидения приобретает в литературе XIX века, где являет усложнение своей структуры и функций. Известный русский философ-материалист, революционер-демократ, Николай Гаврилович Чернышевский, использовал данный литературный прием в своем романе-утопии «Что делать?», написанном в декабре 1862 – апреле 1863 гг., во время заключения в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга.

В четырёх снах Веры Павловны заключена философская концепция, разработанная Чернышевским для революционно настроенной молодёжи. Н.Г. Чернышевский в снах Веры отрицает возможность построения справедливого общества на основе царского режима и призывает к революции [2, с.82].

Первый сон Верочки повествует о том, как главная героиня видит себя выпущенной из темного подвала и беседующей с удивительной красавицей, которая называет себя любовью к людям. Верочка обещает ей выпускать из подвалов других, запертых девушек. Девушка олицетворяла революцию, а её женихи — революционеров, готовых к борьбе за переустройство жизни [3, с.97].

Во втором сне Веры Павловны Чернышевский с помощью аллегории повествует о социальном неравенстве русского общества. Героиня видит на поле грязь: реальную и фантастическую. Реальная грязь символизирует заботу о самом необходимом. Условия трудовой жизни обеспечивают прочную основу духовного развития общества. Фантастическая грязь – забота о ненужном, т.е. жизнь господствующих классов, паразитизм. Чтобы вернуть здоровье такой почве, необходимо произвести дренаж, т.е. нужна революция [3, с.143].

Содержание третьего сна Веры Павловны составляет чтение собственного дневника, в котором сказано, что она испытывает к мужу благодарность, а не любовь, потребность которой в ней так велика. Этот сон является переломным моментом взросления в духовной эволюции героини, сомневающейся в истинности своего чувства к Лопухову [3, с.195].

Четвёртый сон Веры Павловны рисует утопическую картину жизни будущего социалистического общества. Героиня видит разные образы женщин-цариц. Она узнает в светлой красавице, ведущей ее через эпохи развития человечества, саму себя – свободную женщину. Видит она идеальный мир, в котором все счастливы в свободном труде. Фантастические описания грядущего чётко оттеняют основную мысль романа: всё описанное может осуществится в ближайшем будущем, стоит только довериться «особенным людям» и сообща «делать» революцию, опираясь на идеи, взятые из сновидений Веры [3, с.309].

Таким образом, в первых двух сновидениях завершен сюжет о взаимоотношениях Веры Павловны с «пошлыми людьми» из старого мира и прослежен переход ее в «общество чистых людей». В третьем сне психологически обоснован сюжет о втором замужестве, а в четвертом – раскрыт в целостном виде духовный, социально-философский мир героини. С помощью снов-символов главной героини романа, Н.Г. Чернышевский продемонстрировал нам свою концепцию человека-труженика, философские идеи равенства в семье, противления личности над всяким родом насилия над ней, всеобщего блага человечества, проблемы социального неравенства, нравственного выбора и духовной эволюции или деградации человека в социуме.

 

Список литературы:

1. Дынник, М.А. Сон, как литературный приём / М.А. Дынник // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов [Текст] Н. Л. Бродский, А. Лаврецкий, Э. Лунин и др. – М.: Френкель, 1925. – 576с.

2. Ланщиков, А.П. Н.Г. Чернышевский / А.П. Ланщиков [Текст] – М.: Современник, 1987. – 384с.

3. Чернышевский, Н.Г. Что делать? Из рассказов о новых людях / Н.Г. Чернышевский [Текст] – М.: Художественная литература, 1985. – 399с.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-415
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 декабря 2017 г
P-116
Направления: педагогика,психология,культурология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.
E-415
Направления: экономика,социология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.