Социально-профессиональная адаптация молодых специалистов в образовательном пространстве современного российского общества: к постановке проблемы




Алексеевский Александр Александрович

аспирант СГА, РФ, г. Москва

Аннотация: В публикации рассматривается проблема социально-профессиональной адап-тации молодых специалистов-педагогов в образовательном пространстве современного российского общества, а также роль и значение социологического анализа данной проблемы для решения практических задач, связанных с ускорением и успешностью процесса адапта-ции молодого специалиста-педагога к новым условиям в его жизнедеятельности.

Ключевые слова: образовательное пространство современного российского общества, социально-профессиональная адаптация молодых специалистов-педагогов, социологический анализ.




Библиографическое описание: 


В образовательном пространстве современного российского общества происходят существенные инновационные изменения, цель которых состоит в повышение конкурентоспособности российского образования и социально-инновационного потенциала общества в целом. Успешность внедряемых инноваций во многом зависит от личности учителя, являющегося проводником необходимых изменений в образовании: уровень социально-экономического и социально-культурного потенциала педагога оказывает непосредственное влияние на качество обучения, воспитания и развития учащихся общеобразовательных учреждений. Учитель является ключевой фигурой в развитии социальных и культурологических основ общества и значимым субъектом культурных изменений: он непосредственно участвует в процессе культурного воспроизводства и определяет технологии трансляции знаний. Эффективность выполнения поставленных задач модернизации российского образования в значительной степени определяется не только уровнем подготовки молодых педагогических кадров, но и успешностью их последующей социально-профессиональной адаптации.

Молодежь более мобильна на рынке труда, но в силу причин объективного и субъективного характера продолжает оставаться наиболее уязвимой категорией. Ежегодно десятки тысяч выпускников педагогических вузов вливаются в сферу образования. Смогут ли они отвечать современным запросам и быть успешными в избранной сфере деятельности? Исследования социально-профессиональной адаптации показали, что начальный период вхождения в профессиональную деятельность и образовательную среду характеризуется повышенной напряженностью. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли молодой учитель как профессионал, останется ли он в сфере образования или найдет себя в другом деле.

Современное состояние проблем социально-профессиональной адаптации молодых специалистов отражает, с одной стороны, усиливающееся противоречие между все возрастающими требованиями общества к знаниям и профессиональным навыкам молодых педагогов, и, с другой стороны, их способностью к социальной адаптации, обусловленной коренными изменениями российских социально-экономических отношений. В этих условиях возрастает значение социологического анализа проблемы социально-профессиональной адаптации молодых педагогов, разработки методологических основ и методик исследования проблем адаптации, способствующих выработке новой стратегии управления социально-профессиональной адаптацией молодых специалистов-педагогов.

Преимущества социологического подхода к трактовке проблем социально-профессиональной адаптации молодых специалистов заключаются в возможности осуществления комплексного анализа факторов, связанных с выявлением социологического смысла понятия «социально-профессиональная адаптация молодых специалистов» и построении на его основе типологической системы проблем адаптации молодых специалистов в системе общего (среднего) образования (по объективным и субъективным параметрам).

Несмотря на множественность уже существующих направлений и подходов в исследовании проблем социально-профессиональной адаптации молодых специалистов (работы Е.М. Аврамовой, А.Г. Асмолова, М.Р. Битяновой, М. Вебера, В.Ю. Верещагина, А.Б. Георгиевского, И.С. Дискина, Р.Ю. Ильюченок, В.П. Казначеева, И.Д. Калайкова, Т.Л. Кончанина, П.С. Кузнецова, П. Линдсей, И.А. Милославовой, Д. Норманна, Т. Парсонса, А.В. Сухарева, Л. Фестингера, М.А. Шабановой, Л.Л. Шпак, Г.И. Царегородцева и др., в том числе и в системе общего (среднего) образования (социально-профессиональная адаптация учителя, вопросы его вхождения в профессиональную среду освещены в работах В.Т. Ащепкова, Г.А. Балла, А.А. Баранова, В.И. Брудного, Н.М. Голянской, Л.Г. Земцовой, Л.Г. Егоровой, М.А. Кузнецова, П.С. Кузнецова, И.Д.Лушникова, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, А.Г. Морова, В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Е.В. Руденского и др.), реалии сегодняшнего времени все более наглядно демонстрируют необходимость как дополнительного изучения и переосмысления ранее исследованного, так и открытия новых граней и аспектов в изучении рассматриваемой проблемы: усиленное внимание к ее разработке детерминировано потребностями решения практических задач, связанных с ускорением и успешностью процесса адаптации молодого специалиста к новым условиям в его жизнедеятельности. Воздействие на ход включения личности в новую социальную среду с целью оптимизации этого противоречивого процесса, возможно лишь в том случае, если познана его сущность, структура и механизмы, а также специфика его протекания.

 

Список литературы:

1.Володина, Н. В. Адаптация персонала. Российский опыт построения комплексной системы / Н. В. Володина. – М.: ЭКСМО, 2009. – 240 с.

2. Володина, Н.П. Оценка и управление персоналом ресурс эффективного управления / Н.П. Володина // ЭКО. – 2003. – № 6. – С.154-165 .

3. Заславская, Т.И. Трансформационный процесс в России: социокультурный аспект // Социальная траектория реформируемой России: Исследования Новосибирской экономико-социологической школы / Т.И. Заславская. – Новосибирск: Наука, 1999. – 736 с.

4. Легко ли быть молодым педагогом // Учительская газета. – №3 (10448). – 15 января 2013 г.

5. Парягина, О.А. Молодой специалист: эволюция понятия в современных условиях / О.А. Парягина // Право и образование. – 2009. – № 1. – С. 98-110.

6. Ромм, М.В. Адаптация личности в социуме / М.В. Ромм. – Новосибирск: Наука, 2002. – 173 с.

7. Фененко, Ю.В. Социология управления: Учебник / Ю.В. Фененко. –М.: Юнити-Дана, 2012. – 214 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»