СОЦИАЛЬНОЕ НАСТРОЕНИЕ КАК АКТУАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОСТИ С ПОЗИЦИЙ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ




Васильева Ольга Владимировна

студент, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

в статье рассматривается подход к проблеме социального настроения с точки зрения положений универсумной (постнеклассической) социологии. Такой подход позволяет рассмотреть данный феномен в его целостности как развивающуюся динамическую си-стему, обладающую специфической структурой.

Ключевые слова: Ключевые слова: социальное настроение; универсумная социологическая парадигма; ценностные ориентации; преконвенциональный,конвенциональный и постконвенциональный уровни развития системы; эмоциональный интеллект; рациональное; оптимизм; пессимизм.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Социальное настроение – понятие социальной психологии и социологии для обозначения преобладающего состояния чувств и умов тех или иных социальных групп в определенный период времени (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский) [1]. На рубеже XIX-XX вв. в работах философов, психологов и социологов начинает рассматриваться роль настроения в историческом процессе, его место в общественном сознании и поведении.

Эволюцию подходов к рассмотрению социального настроения можно представить как переход от понимания его как преимущественно ситуационного, личностного, психического явления (С.Л. Рубинштейн) к представлению о нём как о групповом явлении, проявляющемся во всех сферах жизни общества (В.М. Бехтерев), и затем к общему пониманию социального настроения как социально-психологического образования, характеризующегося предметной направленностью (политическое, эстетическое, религиозное) и характером и уровнем эмоционального накала: апатия, депрессия, подъем, энтузиазм (Б. Д. Парыгин, Г.М. Андреева) [2]. Это эволюция понимания социального настроения от психологического к социологическому. Оно всё более трактуется не просто как сторона или структурный элемент сознания и поведения, а как фактор, обращение к которому становится центральным, решающим при объяснении сдвигов в общественной жизни [3].

Социальная жизнь находит отражение в настроении, настроение способно оказывать влияние на все области социальной жизнедеятельности. Таким образом, социальная практика и настроение людей взаимообусловлены. И, как справедливо отмечает Б.Д. Парыгин, «всякое настроение, будь то настроение группы или индивида, социально, если употреблять это понятие в самом широком смысле, имея в виду, что всякое настроение отражает не только сугубо личные переживания человека, но и его отношения с окружающей социальной средой» [4]. Таким образом, можно говорить о том, что не существует несоциального настроения и о том, что настроение всегда социально ввиду отсутствия обуславливающих его социальных практик за пределами социальной реальности.

Рассмотреть структурно-динамические характеристики социального настроения как развивающейся системы позволяет универсумная социологическая парадигма, разработанная В.Г. Немировским [5]. Принцип минимального универсума представляет собой матрицу, на основе которой осуществляется процесс развития любой системы. Согласно данному принципу, в основе любой развивающейся системы лежат два полярных элемента; в процессе изменения система образует как минимум три иерархических уровня; на каждом из уровней система проходит пять стадий: рождение, развитие, изменение, увядание, исчезновение; в системе образуются семь слоев, отражающих последовательность ее эволюционного развития [5, 6].

Двумя элементами, образующими социальное настроение, выступают оптимистические и пессимистические его содержания. Это два противоположных способа восприятия окружающего мира, две противоположные мировоззренческие установки, первая из которых проникнута жизнерадостностью, верой в будущее, в успех, склонностью во всем видеть хорошее, вторая связана с восприятием окружающего мира, проникнутым унынием, безнадежностью, неверием в лучшее будущее, склонностью во всем видеть только плохое [7].

Социальное настроение обладает динамическим измерением, которое определяет его изменяющиеся элементы, стадии и формы. Оно служит промежуточным звеном между объективным миром и человеческой деятельностью в процессе преобразования мира и самого субъекта [3].

Как описывает Д.О. Труфанов, три иерархических уровня, образуемых развивающейся системой, – вещественно-энергетический, функционально-организационный и информационный. Как и социальная рациональность, социальное настроение обнаруживает в своём развитии данные уровни, которые могут быть соотнесены с тремя уровнями морального развития человека по Л. Колбергу [9, 10].

Социальное настроение на вещественно-энергетическом уровне предстаёт как зависимое от психофизиологических элементов, связанных с простейшими индивидуальными психическими и физическими процессами восприятия мира (ощущение, эмоции, связанные, например, с обеспечением безопасности). Социальное настроение этого уровня связано преимущественно с активностью субъекта по обеспечению физиологического существования. Данный уровень социального настроения – преконвенциональный.

Социальное настроение функционально-организационного уровня конвенционально и связано с социальным аспектом существования индивидов, где на первый план выходит социальный опыт, установки и мироощущение, формирующиеся в процессе взаимодействия людей. Настроение этого уровня находит реализацию преимущественно в групповых формах поведения или поведении индивида, обусловленном ценностями групп.

Социальное настроение информационного уровня соответствует постконвенциональному уровню. Здесь на первый план выходят состояния сознания и поведения, связанные с самоактуализацией индивида, выражающейся в уникальных способах отношения к миру, в духовных устремлениях. На этом уровне уместно говорить о таких компонентах сознания, как воля, воображение и вдохновение. Содержание социального настроения информационного уровня обусловлено высокой автономией индивида от человеческих ассоциаций с их нормами и стандартами.

Социальное настроение складывается под воздействием социальной практики и формируются на основе ценностных ориентаций. Ценностные ориентации как совокупность фиксированных социальных установок личности формируются в результате взаимодействия потребности и ценности. Потребность относится к сфере бессознательного, а ценность есть объект, выбранный индивидом на основании актуального интереса [6]. Таким образом, социальное настроение образует семь эволюционных уровней, отражающих процесс его развития в соответствии с происхождением тех или иных эмоций от групп потребностей – биологических, социальных и идеальных. Они могут быть представлены с помощью концепции иерархии базовых потребностей А. Маслоу [10].

Важно то, что сущность социального настроения как эмоционально-рационального состояния обусловлена также зависимостью его от степени разрешаемости проблем и удовлетворения интересов. Можно отметить усложнение степени разрешаемости проблем от проблем преконвенционального к проблемам постконвенционального уровня.

Причины, взывающие настроение, многочисленны – от органического самочувствия до взаимоотношений с окружающими [11]. При обращении к вопросу о социальном настроении, важно указать на эмоциональный интеллект как способность осознавать эмоции, достигать и генерировать их так, чтобы содействовать мышлению и управлять собой так, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному росту [12].

Американский психолог Д. Гоулман, отмечал, что успех индивида зависит не столько от его умственного интеллекта, сколько от эмоционального [13]. В связи в этим можно сделать вывод о том, что социальное настроение наращивает интенсивность субъектности и силу эмоционального интеллекта при движении от вещественно-энергетического к информационному уровню.

В ситуациях, поддающихся произвольному контролю человека, пессимисты могут показывать большую эффективность при решении проблем. Данные в пользу такого предположения были получены в исследовании Р. Селлерса и К. Петерсона. Однако, в ситуациях, на которые трудно повлиять, более эффективными становятся оптимисты. То, что в одних ситуациях выглядит как пессимизм, в других может рассматриваться как благоразумие, осторожность или скептицизм, а эти качества имеют довольно существенное значение во многих сферах деятельности. Следовательно, понятия положительности и отрицательности эмоций требуют уточнения.

Вместо того чтобы говорить об отрицательных и положительных эмоциях, точнее считать, что существуют такие эмоции, которые способствуют психологической энтропии, и такие, которые облегчают конструктивное поведение [11]. Это говорит о том, что для социального настроения постконвенционального уровня в наибольшей степени характерно присутствие творчества, нестандартности и воображения. Недаром ученые обратили внимание на возможность предотвращения депрессии с помощью сознательного настроя людей на восприятие позитивных сторон социальной реальности: не лечить человека от психологического расстройства, а учить воспринимать положительные стороны действительности, параллельно изменяя её и себя к лучшему.

Итак, социальное настроение можно определить как доминантную форму общественного сознания (и соответствующего ему поведения) в определенный период времени, основанную на способе эмоционально-рационального восприятия индивидуальными или групповыми субъектами социальных ориентаций, формирующихся в процессе практической деятельности.

 

Список литературы:

1 -Социология: Энциклопедия. – 2003.

2 -Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М., 1940. С. 421-422.

3 -Тощенко Ж.Т. Социальное настроение – феномен современной социологической теории и практики – 1998.

4 -Парыгин Б.Д. Общественное настроение. М., 1966. С. 52.

5 -Немировский В.Г. Современная теоретическая социология: Учеб. пособие / В.Г.Немировский, - Красноярск, 2003 – С. 110 – 137.

1 -личности / Д.О. Труфанов / Сборник научных трудов молодых ученых и специалистов / Чуваш. ун-т. Чебоксары, 2006. С. 5 – 10.

2 -Социологический словарь / [Электронный ресурс] – URL:http://mirslovarei.com/content_soc/optimizm-3960.html

3 -Труфанов, Д.О. Социальная рациональность как методологическая проблема в социологии. Постнеклассический подход: монография // Общество, культура, творчество в контексте проблемы социальной рациональности / Д.О. Труфанов, Т.А. Феньвеш, П.А. Стариков. – Красноярск : филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Красноярске, 2010. – С.6 Труфанов, Д.О. Универсумная социология в исследовании ценностных ориентаций –47.

4 -Kohlberg, L. Moral stages and moralization: the cognitive-developmental approach / L. Kohlberg // Moral development and behavior: theory, research, and social issues. – New-York, 1976. – P. 31–53.

5 -Немов, Р.С. Психология: в 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. – М. : Просвещение, 1994. – 576 с.

6 -Общая психология. Под ред. Карпова Л.В. М.: 2005. - 232 с.

7 -Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. — М.: АСТ, 2008. — 478 с.:ил.

8 -Лунева О.В. История исследования социального интеллекта // Знание. Понимание. Умение. 2008. №4. С. 4–12.

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»