+7 989 669 15 15



Содружество искусств в контексте культурного и педагогического взаимодействия




Гальчук Ольга Викторовна

соискатель
РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург


Аннотация: в данной статье в контексте содружества искусств рассматривается урок-моноспектакль «И боль, и вера в счастье…» по поэме А.Т. Твардовского «Дом у дороги», поставленного в Смоленском колледже легкой промышленности и индустрии моды

Ключевые слова: содружество искусств, культура, педагогика, урок-моноспектакль, поэма А.Т. Твардовского «Дом у дороги», балет.




Библиографическое описание: Гальчук О.В. СОДРУЖЕСТВО ИСКУССТВ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ [Текст] \\ Филология и культурология: современные проблемы и перспективы развития: сборник материалов 9-й международной научно-практической конференции, (г. Махачкала, 18 июля, 2014г.) - Махачкала: ИЗДАТЕЛЬСТВО "Апробация", 2014 — С.63-64


Содружество искусств является актуальной проблемой не только в совре-менных концепциях культуры, но и в педагогике.
Великая Отечественная война в литературе ХХ века занимает особое ме-сто. Литературные образы великого русского поэта ХХ века А.Т. Твардовско-го соотносятся с их живописными, музыкальными, театральными, кино- и те-атральными аналогами, получая на уроке в школе свое осмысление. Поэма «Дом у дороги» о судьбе простой крестьянской семье Сивцовых легла в осно-ву урока-моноспектакля «И боль, и вера в счастье…», поставленного в рамках творческого учебного проекта по литературе). Импульсом к созданию моно-спектакля послужил фильм-балет «Дом у дороги» по мотивам поэзии А.Т. Твардовского, ставший выдающимся событием середины 80-х годов прошло-го века. Либретто к фильму-балету написал известный ленинградский теат-ральный режиссер Александр Белинский. Главные партии в телепостановке станцевали Ирина Колпакова (исполнительница роли Анны Сивцовой) и Вла-димир Васильев (исполнитель роли Андрея Сивцова). Танцевальное полотно балета было пронизано пафосом подвига и одновременно мягкой теплотой. «Мечтаю своей музыкой добраться до каждой человеческой души. Меня по-стоянно свербит боль: поймут ли?» - эти слова Валерия Гаврилина кажутся напрасной тревогой: его музыку не просто понимают, ее любят, знают, изу-чают, ею восхищаются, ей подражают. И секрет этого успеха - не только в редкостном, уникальном таланте композитора, но и в том, что люди тоскуют по такой именно музыке - доверительно простой и ошеломляюще глубокой. В ней органично сплавлено подлинно русское и общечеловеческое, истины древности и самые болевые вопросы современности, юмор и печаль, и та вы-сокая духовность, что очищает и насыщает душу. Владимир Васильев впо-следствии вспоминал о знаменитом «Последнем вальсе» из фильма-балета: «Этот вальс законченный рассказ о судьбе героев, который сам по себе мог стать маленьким балетом. В нем было все: и боль прошедшего, и радость, и грусть, и шутка, отчаяние и надежда, и самое главное для меня - это был вальс Твардовского и о Твардовском. Музыка Валерия Гаврилина, всегда удивительно мелодичная, всегда идущая от сердца и всегда эмоциональная, оказалась наиболее близка именно этому произведению, но не только «Дома у дороги», а, как мне кажется, душе самого Александра Трифоновича Твар-довского, поэта земли русской». Видеофрагменты из балета специальными вставками - проекциями на классную доску - не один раз, по замыслу режис-сера, будут прерывать монолог героини ученической постановки. Драматизм поэмы - в перекличке мирной и военной действительности. Ее внутренняя музыка, сквозной мотив и звукопись создаёт на сцене иллюзию постоянно меняющейся обстановки при минимуме реквизита и лаконичности декораций. Музыкальное оформление моноспектакля - пронзительная симфоническая сюита Валерия Гаврилина по поэме А.Т. Твардовского «Дом у дороги». Му-зыка очень точная, лаконичная, без излишеств. Знаменитый лейтмотив лири-ческой поэмы А.Т. Твардовского «Коси, коса, / Пока роса, / Роса долой - / И мы домой», - приобретает в постановке особую роль и как воспоминание о мирной жизни, и как надежда на будущее.

Список литературы:

  1. Гальчук О.В. Спектакль на уроке литературы. - Смоленск: Маджента, 2013. – 105с.
Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-415
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 декабря 2017 г
P-116
Направления: педагогика,психология,культурология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.
E-415
Направления: экономика,социология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.