Солдатские письма с фронтов Великой Отечественной Войны: поэтика, композиция




Шкуринская Елена Васильевна

магистр
Северо-Кавказский федеральный университет, Россия, г. Ставрополь


Аннотация: Анализ фронтовых писем Великой Отечественной войны является частью общей проблемы, связанной с изучением эволюции формы и содержания письма как культурно-исторического феномена, с исследованием культурно-коммуникативных функций эпистолярного жанра, а так же с выявлением особенностей эпистолярного жанра в период Великой Отечественной войны. Выбор темы исследования обусловлен необходимостью введения в научный оборот обширного и малоизученного комплекса неопубликованных эпистолярных источников (фронтовых писем), а также анализа данных источников с точки зрения литературове-дения с целью проследить эволюцию эпистолярного жанра и выявить его особенности.

Ключевые слова: эпистолярный жанр, композиция текста, речевой этикет, эпистолярные традиции.




Библиографическое описание: Шкуринская Е.В. СОЛДАТСКИЕ ПИСЬМА С ФРОНТОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: ПОЭТИКА, КОМПОЗИЦИЯ [ Текст ] \\ Филология и культурология: современные проблемы и перспективы развития: сборник материалов 20-й международной научно-практической конференции, (г. Махачкала, 15 мая 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С.43-47


Эпистолярный жанр – текст, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемый адресату для сообщения определённых сведений. На протяжении столетий переписка была единственным способом общения на больших расстояниях.

Потребность в эпистолярном жанре возникла в связи с необходимостью входить в речевое общение при отсутствии непосредственного контакта. В отличие от контактного, непосредственного устного общения, через письмо осуществляется дистантное монологическое общение. При этом письмо как жанр требует особого учета адресантом ответного восприятия адресата.

Большой вклад в изучение этой проблемы внесли работы создателей теории речевых актов Дж. Остина, Дж. Р. Сёрля, П.П. Грайса, исследователя организации повседневного разговора Г. Сакса и другие.

Важнейшие структурно-стилистические признаки эпистолярного жанра:

- сочетание в текстах признаков монологической и диалогической речи;

- разделение писем по сфере общения на деловые и частные, с учетом мотивов и целей – по видам, различающимся языковой формулой;

- использование языковых средств, соответствующих сфере переписки; книжно-письменных в деловых и устно-разговорных в частных письмах;

- устойчивая композиция текста: более жесткая в официальных и более свободная в частных письмах;

- точное обозначение отправителя и получателя, обращение к последнему и подпись отправителя;

- соблюдение речевого этикета с учетом фактора адресата, характера сообщений и национальных «эпистолярных» традиций.

Характерные особенности эпистолярного стиля:

- определенная роль адресата и адресанта, их точное обозначение;

- отражение социального положения корреспондентов;

- проявление авторского «Я»;

- индивидуальные речевые специфики;

- сочетание признаков диалога и монолога;

- устно-разговорной и книжно-письменной речи;

- соблюдение речевого этикета письма.

Фронтовые письма отчетливо делятся на три разновидности. Первая – персональные письма персональным адресатам – родным, близким, знакомым. Вторая – персональные и коллективные письма в партийные, советские, комсомольские организации. Третья – коллективные письма с фронта родным, близким, знакомым фронтовиков. К сожалению, практически неизвестны письма с фронта на фронт, т. е. переписка фронтовиков – друзей, знакомых, родственников, земляков, участников боевых действий друг с другом.

Каждая из разновидностей этих писем имеет свой, резко отличный от других формуляр.

Формуляр первой, наиболее распространенной разновидности фронтовых писем, включал с разной последовательностью несколько устоявшихся элементов. Первый из них – обращение автора к индивидуальному или коллективному адресату, часто, когда письма писали авторы, сформировавшиеся в начале ХХ в., в очень торжественной, степенной, основательной форме: «Добрый день, многоуважаемая супруга» (2, 425-426).

Второй элемент этой разновидности фронтовых писем очень часто представлен информацией о погоде в момент написания письма, нередко встречается описание окружающей природы, особенно, когда фронтовик оказывался за границами СССР.

Третий элемент – сообщение о состоянии автора письма (жив, здоров, ранен, находится на лечении, готовится к бою, закончил бой и т. д.).

Четвертый элемент содержал приветы односельчанам, родственникам, знакомым.

Пятый элемент формуляра состоял из бытовых просьб (например, прислать что-либо) и предложений от себя (перевод денег, отправка фотографий и др.).

Шестой элемент представлял собой пожелания получения ответа и продолжения переписки.

Седьмой элемент состоял из сознательной и бессознательной передачи фактов фронтовой повседневности.

Восьмой элемент состоял из просьб сообщить о судьбах родственников, близких, знакомых.

Девятый элемент – это простая или распространенная подпись автора письма.

Десятый элемент представлял собой размышления авторов.

Формуляры второй и третьей разновидностей фронтовых писем были похожими друг с другом, включая с разной последовательностью: 1) торжественное обращение к партийным, комсомольским, советским адресатам с выражением верности идеям партии и действиям советского руководства; 2) сообщение о подвигах и заслугах; 3) предложения и просьбы; 4) заверения в неизбежности Победы и о жертвенном вкладе ради нее авторов писем; 5) коллективную или индивидуальную подписи.

Две другие разновидности фронтовых писем, за небольшим исключением, разительно отличаются от личных фронтовых писем. Исключение это связано с тем, что звание воина-фронтовика давало основание быть требовательным к местным властям в оказании помощи родственникам. Писем-просьб, писем-требований, писем-защит с фронта в партийные, советские органы, в райвоенкоматы, в редакции газет очень много.

В своем же подавляющем большинстве эти разновидности фронтовых писем отличаются своей «правильностью», согласованностью с официальной пропагандой. Пронизывающая их риторика, неизменно героическая, не обходится без упоминания партии, Сталина, описания боевых побед, призывов трудовыми подвигами крепить единство фронта и тыла. В этих разновидностях фронтовых писем совсем иная война – тревожная и торжественная, исключительно героическая, победоносная, не с человеческим, а с коллективным лицом. Такие письма были рассчитаны и на коллективного читателя и слушателя.

Формально фронтовые письма, как и личные письма вообще, можно отнести к коммуникативному типу документов. Это не что иное как «весточка» с фронта, прежде всего сообщение о том, что человек жив, ранен или убит, физический знак родным, близким, землякам о его состоянии на войне. Однако для авторов писем и их адресатов письма, несмотря на их часто внешне малосодержательный характер, означали не что иное как молитву, т. е. обращение фронтовика к некоей сверхъестественной силе. Что за сила была в этом обращении? Кажется, ее можно назвать Надеждой, Мечтой, которые были не чем иным как Верой в Победу. Именно эта сила постоянно присутствует или подразумевается в письмах. С ней фронтовики связывают абсолютно все свои помыслы, которые есть не что иное как просьбы-мечты о будущем и в будущее. Ей они измеряют свою судьбу на войне. Ей они поклоняются, ее восхваляют, ее благодарят.

Следует обратить внимание на главные черты воспоминаний фронтового поколения, написанных в 1960 – 1970-х гг. Это – высокая идейность, подход к оценке всех событий с партийных позиций, героизация и идеологизация конкретных боев и их участников, социологизация, замена индивидуальных портретов и событий романтизированными героизированными образами, призванными дать подрастающему поколению идеализированный образ защитника Отечества.

Письма с фронта не только позволили создать временной фон для осмысления войны, но и рассматривались, как одна из попыток человека уйти, вырваться из экстремального пространства к нормальной жизни. Они помогли раскрыть внутренний мир солдата, узнать, какими они были там, на большой войне, представить частную жизнь человека, демонстрирующую одновременно целый ряд типичных ситуаций. В проанализированных письмах зачастую прослеживается сходство мыслей, переживаний, оценок, чувств.

Основные результаты научного исследования:

- фронтовые письма являются уникальным документом военной эпохи;

- фронтовые письма являются источниками информации, по которым можно определить судьбу солдата, найти его место гибели;

- фронтовые письма раскрывают не только судьбу автора, но и отражают его личные переживания, впечатления, размышления.

Композиционно обычное письмо состоит из трех частей: зачина, информационной части и концовки, фронтовые же письма состоят из десяти частей:

- обращение автора к индивидуальному или коллективному адресату;

- описание погоды и окружающей природы;

- сообщение о состоянии автора письма;

- приветы односельчанам, родственникам, знакомым;

- бытовые просьбы и предложения от себя;

- передачи фактов фронтовой повседневности;

- просьба сообщить о судьбах родственников, близких, знакомых;

- подпись автора письма;

- размышления автора.

Расширилась также и тематика писем:

Во фронтовых письмах мы преимущественно видим твердое, само собой разумеющееся, не подверженное даже тени сомнения понимание Родины – как родного своего дома, оставшегося за спиной фронтовика.

Мечта о возвращении, мечта о встрече с близкими после войны.

Жалобы о нерегулярности получения писем из дома.

Там, где дом, осталась надежда на возможную, но по обстоятельствам военного времени не успевшую состояться, любовь.

Там, где дом, там жизнь – тяжелая, голодная, но все же чем-то напоминающая довоенную и не такую опасную как на фронте.

Сообщение родным и близким о гибели дорогого им человека («похоронки»).

Тема жертвенности, мщения и фатализма, особенно в первые месяцы войны.

Тема победы.

Отсутствует политическая тема, в личных письмах с фронта практически отсутствует партия, разве что так – мимоходом, да и то в основном официальным адресатам. В этих письмах нет места и Богу.

Не часто, но прорываются суровые реалии войны.

Личные фронтовые письма при их внимательном чтении оказываются наполненными переливами чувств и многоголосием мыслей и мечтаний их авторов. За внешней невзрачностью, сухостью, строгостью и торопливостью их строк скрывались людские души беспокоящихся отцов, заботливых сыновей и дочерей, влюбленных воинов, людей, тоскующих по дому. В большинстве писем нет ничего героического, в них преимущественно отражается повседневный ратный труд, чуждый риторическому описанию. Война как обычная работа, только с постоянной угрозой для жизни, война без страха, война, ставшая привычным делом, приучившая к мысли о возможной гибели, война людей, оскорбленных за большую и малую Родину и жаждущих отмщения – такой представляется Великая Отечественная война из личных фронтовых писем ее участников.

Благодаря фронтовым письмам мы можем не только представить подлинную картину тяжелых военных лет, но и словно вживую увидеть и проследить судьбу целого поколения.

Военные письма – это не только материал для научных исследований. Это еще и отражение человеческих судеб.

Письма остались как связующая нить между поколением военных лет и нами, живущими уже в другом тысячелетии. И мы изучаем историю не только по учебникам, но и по документальным источникам, которыми являются письма.

 

Список литературы:

1.   Гинзбург Л., О психологической прозе, СПб., 2001.

2.   Елина Е.Г. Эпистолярные формы в русской литературе 60-х годов XIX века. // Живые страницы. Из истории и теории литературы. Сб. статей. Изд-во Саратовского унив., 2008.

3.   Лаптева М.П. Кризис жанра военных мемуаров // Человек и война (война как явление культуры): Сб. ст. / Под ред. И.В. Нарского и О.Ю. Никоновой. М., 2001.

4.   Письма Великой Отечественной. Тамбов, 2005г.

5.   Самошенко В.Н. Мемуарная литература о Великой Отечественной войне // История СССР. М., 2008. № 6.

6.   Ставрополье: правда военных лет. Великая Отечественная в документах и исследованиях. Ставрополь, 2005.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»