Категория «неприкосновенность» может рассматриваться применительно к различным объектам, с одной стороны - неприкосновенность представителя власти, территория государства, органов государства, с другой стороны - неприкосновенность личности, его жилища, собственности, корреспонденции и т.д. В любом случае неприкосновенность является особой гарантией, которая обеспечивает защиту от посягательств.
Независимо от объекта, к которому она применяется, неприкосновенность - установленный законодательством Российской Федерации запрет совершать какие-либо действия в отношении объекта помимо его воли. Исключения могут быть закреплены законом или решением уполномоченного органа.
В современном конституционном праве России категория неприкосновенности связана со всеми основными компонентами государства. Применительно к защищаемому ею субъекту она выступает либо как его право, либо как право-привилегия. Правом неприкосновенность выступает всегда, когда она распространяется на все население страны, правом-привилегией - когда она касается лишь отдельных групп населения (депутатов, разного рода должностных лиц, дипломатов и т.п.) [4].
Неприкосновенность, применительно в отношении власти, является гарантией деятельности официальных представителей государства и народа, которая означает невозможность их ареста, привлечения к уголовной ответственности и наиболее строгим мерам административной ответственности, налагаемых судом, без согласия уполномоченных на это государственных органов.
Попытки сближения неприкосновенности представителя власти и личности предпринимались А.П. Горшеневым. Он, расширяя рамки неприкосновенности личности, включал в ее содержание депутатскую неприкосновенность, называя ее «специальной неприкосновенностью личности» [3]. А.А. Безуглов также связывает неприкосновенность личности с депутатской неприкосновенностью [2]. Ф.М. Рудинский отметил, что причина подобного сближения или отождествление понятий заключается в термине «неприкосновенность» [5].
В историческом плане неприкосновенность депутата возникла значительно раньше неприкосновенности личности. Но главное различие кроется в социальном назначении данных институтов. Термин «неприкосновенность» относится здесь к разным субъектам общественных отношений. В одном случае речь идет о неприкосновенности индивидуума, в другом – члена народного представительства. Правом неприкосновенности личности обеспечивается личная безопасность отдельных лиц. Право депутатской неприкосновенности предназначено для иных целей [5]. Его назначение, состоит в том, чтобы гарантировать бесперебойную работу и полную независимость парламента. Иммунитет установлен в интересах парламента, а не в личных интересах его членов [1].
Безусловно, лицо избранное депутатом, пользуется неприкосновенностью личности, поскольку оно является индивидуумом, но неприкосновенность предоставляются депутату только с целью создания условий для нормальной деятельности представительных органов власти. Депутатская неприкосновенность не может рассматриваться как личная привилегия, она имеет публично-правовой характер, и призвана служить интересам общества и государства, обеспечивать повышенную охрану законом личности депутата, ограждая его от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности депутата и тем самым законодательного (представительного) органа, его самостоятельности и независимости.
Таким образом, понятие депутатской неприкосновенности шире понятия неприкосновенности личности. Причем не только потому, что эта неприкосновенность предполагает более существенные гарантии, но и потому, что депутатская неприкосновенность включает не только собственно неприкосновенность, но также и неответственность - освобождение депутата от ответственности за целый ряд действий, объем, и характер которых устанавливаются законодательством.
Список литературы:
1. Амеллер М.А. Парламенты. М., 1967. С. 114-118.
2. Безуглов А.А. Советский депутат. М., 1971. С. 174-175.
3. Горшенев А.Л. Личные конституционные права советских граждан: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1972. С. 88.
4. Кутафин О. Е. Избранные труды: в 7 томах. Том 4. Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации: монография. – Москва: Проспект, 2011. – С. 5.
5. Рудинский Ф.М. Личность и социалистическая законность. Волгоград, 1976. С. 68-69.