Составные педагогического общения преподавателя со студентами в процесе подготовки современного специалиста




Путиловская Наталья Борисовна *
Чупрун Александра Сергеевна**

кандидат педагогических наук, доцент *
заместитель декана **
Николаевский национальный университет, Украина, Николаев


Аннотация:В статье рассматриваются вопросы составных элементов педагогиче-ского общения студентов и преподавателей в условиях подготовки современного специалиста.

Ключевые слова: педагогическое общение, преподаватель, студент, возрастной барьер, диалоговое общение, эмпатия, коммуникативные умения




Библиографическое описание: Путиловская Н. Б., Чупрун А.С. СОСТАВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯПРЕПОДАВАТЕЛЯ СО СТУДЕНТАМИ В ПРОЦЕСЕ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 9-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 24 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – C.115-116


Проблема общения преподавателя со студентами в процессе подготовки современного специалиста представляется актуальной в связи с тем, что современное общество находится в системе рыночных отношений, в которых определяющими качествами является квалификация человека, уровень ее технологической, общекультурной и психологической подготовки.

Педагогическое общение в цепочке «преподаватель-студент» имеет ряд особенностей. Среди них можно выделить: снятие возрастного барьера, общение в поле профессиональных интересов, диалоговое общение, эмпатические качества преподавателя и студента, коммуникативные умения преподавателя как консультанта и организатора, а не носителя информации. Для наиболее эффективной организации педагогического общения преподавателя и студента необходимо рассмотреть эти особенности.

Снятие возрастного барьера происходит в момент перехода молодого человека из состояния абитуриента в студента. В высшем учебном заведении наиболее эффективный процесс воспитания и обучения обеспечивается надежно построенной системой взаимоотношений, в которой наиболее важной является отсутствие возрастного барьера между преподавателем и студентом.

Педагогически целесообразно организованное педагогическое общение выводит педагога на более сложные задачи, которые способствуют формированию значимых смысловых новообразований – профессиональную направленность личности. Педагогическое общение осуществляется в условиях профессионального поля, профессиональных интересов, профессиональных знаний, умений и навыков.

В составные педагогического общения преподавателя со студентами входит диалоговое общение. Оно связано с тем, что студенты в процессе диалогового общения могут рассуждать над проблемой, искать правильные ответы, эмоционально воспринимать процесс педагогического общения. «Диалог дает возможность самовыражаться каждому из партнеров общения» [4, с.143].

Эмпатические качества преподавателя и студентов играют существенную роль в их общении. Такие качества влияют на психическое состояние друг друга, способность к эмоциональному сопереживанию, сочувствию [1, с.211].

И, наконец вузовский преподаватель влияет на студена своей личностью, формируя его общечеловеческое и профессиональное сознание.

 

Список литературы:

1.  Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения / Конфуций. - М.: ЭКСМО, 2001. - 958 с.

2.  Леонтьев А.А. Педагогическое общение. -М.: Педагогика. 1989.-48с.

3.  Макаренко А.С. Соч. -М., 1958. Т.5.

4.  Педагогічна майстерність: /Підручник / І.А.Зязюн, Л.В.Крамущенко, І.Ф.Кривонос та ін.; За ред.І.В.Зязюна.-3-тє вид.,допов. І переробл.-К.: СПБ Богданова А.М., 2008.-376с. 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»