Проблема общения преподавателя со студентами в процессе подготовки современного специалиста представляется актуальной в связи с тем, что современное общество находится в системе рыночных отношений, в которых определяющими качествами является квалификация человека, уровень ее технологической, общекультурной и психологической подготовки.
Педагогическое общение в цепочке «преподаватель-студент» имеет ряд особенностей. Среди них можно выделить: снятие возрастного барьера, общение в поле профессиональных интересов, диалоговое общение, эмпатические качества преподавателя и студента, коммуникативные умения преподавателя как консультанта и организатора, а не носителя информации. Для наиболее эффективной организации педагогического общения преподавателя и студента необходимо рассмотреть эти особенности.
Снятие возрастного барьера происходит в момент перехода молодого человека из состояния абитуриента в студента. В высшем учебном заведении наиболее эффективный процесс воспитания и обучения обеспечивается надежно построенной системой взаимоотношений, в которой наиболее важной является отсутствие возрастного барьера между преподавателем и студентом.
Педагогически целесообразно организованное педагогическое общение выводит педагога на более сложные задачи, которые способствуют формированию значимых смысловых новообразований – профессиональную направленность личности. Педагогическое общение осуществляется в условиях профессионального поля, профессиональных интересов, профессиональных знаний, умений и навыков.
В составные педагогического общения преподавателя со студентами входит диалоговое общение. Оно связано с тем, что студенты в процессе диалогового общения могут рассуждать над проблемой, искать правильные ответы, эмоционально воспринимать процесс педагогического общения. «Диалог дает возможность самовыражаться каждому из партнеров общения» [4, с.143].
Эмпатические качества преподавателя и студентов играют существенную роль в их общении. Такие качества влияют на психическое состояние друг друга, способность к эмоциональному сопереживанию, сочувствию [1, с.211].
И, наконец вузовский преподаватель влияет на студена своей личностью, формируя его общечеловеческое и профессиональное сознание.
Список литературы:
1. Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения / Конфуций. - М.: ЭКСМО, 2001. - 958 с.
2. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. -М.: Педагогика. 1989.-48с.
3. Макаренко А.С. Соч. -М., 1958. Т.5.
4. Педагогічна майстерність: /Підручник / І.А.Зязюн, Л.В.Крамущенко, І.Ф.Кривонос та ін.; За ред.І.В.Зязюна.-3-тє вид.,допов. І переробл.-К.: СПБ Богданова А.М., 2008.-376с.