Совершенствование языковой подготовки через просмотр русских фильмов




Евтушенко Светлана Яковлевна

старший преподаватель
Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, Россия, г. Владивосток




Ключевые слова: 




Библиографическое описание: Евтушенко С.Я. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЧЕРЕЗ ПРОСМОТР РУССКИХ ФИЛЬМОВ [Текст] // Теоретические и практические проблемы развития современной науки: сборник материалов 12-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 27 ноября, 2016 г.) - Махачкала: Издательство «Апробация», 2016 – С.100-101


Изучение иностранного языка с помощью фильмов давно перестало быть чем-то необычным. В сегодняшнее быстро меняющееся время все более популярным жанром обучения становится edutainment - обучение через развлечение. Всем хочется освоить что-то, получая при этом удовольствие. У этой медали есть и другая сторона - если обучение протекает без удовольствия, результат едва ли будет удовлетворительным. Это, безусловно, относится и к изучению иностранного языка. Изучая язык, важно не только слышать его, но и видеть среду его «обитания». А еще лучше погрузиться в нее. Что и предлагается сделать с помощью кинематографа. .[2] Живая картинка проще и быстрей закрепляет материал в памяти, т.к. язык быстрее воспринимается в бытовом или профессиональном контексте. Кроме того, изучение языка с помощью кино-образов - процесс захватывающий. Хотя бы потому, что в данном случае учебным пособием становятся известные фильмы, насыщенные яркой и полезной лексикой. Что в итоге получает слушатель? Прежде всего, навыки аудирования - восприятия речи на слух. Ему становится понятно, как работать с киноматериалом и заниматься дальше самостоятельно. Он также существенно обогащает свой язык, потому что узнает много интересной и новой для себя лексики из сферы каждодневного и профессионального общения. Ну и, конечно же, получает удовольствие от просмотра хорошего кино. Это настоящие голоса и интонации актеров, это оригинальное произношение, это возможность интуитивно догадываться о значении большинства слов. Это очень хорошая тренировка для восприятия настоящего русского, а не того, рафинированного, который в аудио к учебникам. Это способ проверить, что вы знаете хорошо, а что можно и подучить.

Видео и аудио материалы были и остаются лучшим способом восприятия речи на слух. Важная сторона изучения иностранного языка по фильмам - это пополнение словарного запаса. На первых этапах о значении слов вы будете догадываться, сопоставляя с той или иной ситуацией на экране, позже готовые лексические выражения будут откладываться в памяти, и всплывать при коммуникативной ситуации реальной жизни.

Современные принципы изучения языка делают ставку на овладении живым языком, наполненным сленгом. А где еще найди источник разговорного языка, если не в фильмах. Здесь вас ждут сокращенные словоформы, сленговые выражения, фразовые глаголы. А культура и юмор? Львиная доля русских шуток основывается на игре слов и ситуации. Во время просмотра русских фильмов, вы слушаете, как звучит живая связная речь, с какой интонацией следует разговаривать, где делать логические паузы и ударения. Вся эта информация усваивается, и постепенно вы начнете неосознанно копировать речь носителя языка, употреблять какие-то фразы, придерживаться их темпа речи, интонации.

Когда у учащихся сформирована элементарная база владения языком, но нет адекватных умений, нужны средства, которые развили бы эти умения. Надежным помощником в разрешении этой задачи являются аудиовизуальные средства, позволяющие представить язык в действии. При просмотре видеофильма свободно доступны и участники, и их язык, ведь люди предстают в таких обстоятельствах, в которых проходит коммуникация.

Более того, использование видеозаписей способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности. При использовании видеофильмов для изучения русского языка как иностранного развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда фильм интересен сам по себе, и мотивация, которая достигается тем, что иностранцу будет показано, что он может понять язык, который изучает. Это приносит удовлетворение, придает веру в свои силы, вызывает желание совершенствовать знания. Необходимо стремиться к тому, чтобы получить удовлетворение от фильма именно через понимание языка, а не только через интересный и занимательный сюжет.

Еще одним достоинством видеофильма является сила впечатления и эмоциональное воздействие. Следует отметить, что видеоматериалы - это не только еще один источник информации. Использование видео способствует развитию различных сторон психической деятельности и, прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра возникает атмосфера познавательной деятельности. Для того, чтобы понять содержание видеофильма, необходимо приложить определенные усилия. Так непроизвольное внимание переходит в произвольное. А интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания, воспринимаемая на слух незнакомая лексика легко усваивается в контексте звучащего текста при поддержке видеоряда.[1]

Что в итоге получаем? Просмотр фильмов в оригинале пополняет лексику и улучшает произношение.

Вы тренируетесь воспринимать разговорный русский язык, ведь актеры разговаривают так, как бы они это делали в повседневной жизни.

Вы черпаете новые знания из различных областей, расширяете свой кругозор и получаете удовольствие.

В процессе просмотра, у вас работают эмоциональная, слуховая и зрительная виды памяти.

 

Список литературы:

1. Весова Т.Н., Чистякова Е.В. Методические основы использования художественных фильмов в процессе преподавания русского языка как иностранного. Известия Волгоградского государственного технического университета -2013 -. том. 12 Выпуск №2 (105) С.145-148

2. Прохоров Ю.Е., Голубева А.В. Семь прогулок по Москве. Учебный видеофильм. Златоуст, 1997. 64 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»