+7 989 669 15 15



Совладающее поведение детей младшего школьного возраста с отклоняющимся типом развития




Староверова Марина Семеновна

доцент
Московский городской педагогический университет, г. Москва


Аннотация: Статья посвящена описанию стратегий совладающего поведения, которые наиболее часто используются школьниками, имеющими отклоняющиеся развитие. Выделена доминирующая копингстратегии и представлена оценка эффективности стратегий поведения, используемых детьми данной категории.

Ключевые слова: совладающее поведение, психологическая защита, копингстратегия, отклоняющиеся развитие.




Библиографическое описание: Андриевская C.В. ВЗАИМОСВЯЗЬ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И МОТИВАЦИИ АФФИЛИАЦИИ У МОЛОДЁЖИ [Текст] // Научный поиск в современном мире: сборник материалов 13-й международной научно-практической конференции , (г. Махачкала, 30 сентября, 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С. 77-86


Проблема психологической защиты и совладающего поведения является достаточно актуальной проблемой, как детской психологии в целом, так и специальной психологии, изучающей особенности адаптации детей с отклоняющимся типом развития. Сложившаяся ситуация объясняется целым рядом причин: объект исследования представляет сложность - механизмы защиты очень многообразны и плохо поддаются анализу, а стимулы и реакции могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве. Сложность практического изучения психологической защиты вызвана и тем, что до конца не ясны многие закономерности и стороны данного психического явления [1, 5, 6, 8, 9].

Как известно, совладающее поведение направлено на адаптацию к социуму и складывается из совокупности копинг-стратегий – конкретных действий по совладанию[1]. Выбор копинг-стратегии может быть связан как с личностными особенностями, так и ситуационными факторами [5, 6, 7]. Правильность выбора копинг-стратегии определяется тем, насколько она помогает или не помогает ребенку адаптироваться в конкретной ситуации, поскольку предполагается, что «…процесс совладания с жизненными трудностями есть процесс мобилизации личностных ресурсов и ресурсов среды, и процесс оптимального их использования» [5, с.232]. Соответственно правильность выбора стратегии совладающего поведения значимо влияет на процесс социальной адаптации детей с отклоняющимся типом развития. Изучение стратегий поведения детей школьного возраста, имеющих отклоняющийся тип развития, и стало целью нашего исследования.

 Отметим, что в связи с принятием Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 практика поступления детей, имеющих отклоняющиеся развитие, в массовые общеобразовательные школы стала повсеместной. В частности, значительное число младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) интегрировано в образовательное пространство, что и определило предмет нашего исследования. В исследовании приняли участие школьники с ЗПР в возрасте от 9-11 лет, обучающиеся в массовых образовательных учреждениях. В соответствии с целью исследования нами был сформирован психодиагностический комплекс, включающий в себя опросники «Копинг стратегии школьного возраста» (Р.М. Грановская) и «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, адаптация Т.А. Крюкова).

Анализ результатов, полученных при использовании опросника «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях», позволил выявить частоту использования различных поведенческих стратегий, что дало возможность выделить доминирующую копинг-стратегию младших школьников с ЗПР - поиск социальной поддержки. Данная стратегия выражается в попытках разрешения проблемы с помощью внешних ресурсов или обращение к другим людям, способным решить проблему, и используется 40 % младших школьников с ЗПР. Второй по частоте использования является копинг-стратегия отвлечения - 27% обследуемых школьников. Стратегию, ориентированную на избегание проблемы, используют 20% младших школьников с ЗПР. В тоже время эмоционально-ориентированная копинг-стратегия используется только 13% обследуемых. Обращает на себя внимание и тот факт, что копинг-стратегия ориентированная на решение проблемы, или по-другому проблемно-ориентированная стратегия, проявляющаяся в анализе проблемы и поиске оптимального решения, наличии веры в себя и собственные силы, младшими школьниками с ЗПР не используется. Графически анализ полученных результатов представлен на рисунке 1.

 

 

Рис. 1. Копинг-стратегии, используемые младшими школьниками с ЗПР.

 

Данные, полученные с использование опросника «Копинг-стратегии школьного возраста» (И.М. Никольской и Р.М. Грановской) позволили оценить способы совладания со стрессовой ситуацией с позиции их эффективности – «помогающая копинг-стратегия» [6, с.140]. Полученные данные указывают на то, что большинство младших школьников с ЗПР в стрессовой ситуации используют не эффективные стратегии защиты: плачу и грущу - 87%, мечтаю или представляю себе что-нибудь - 53%, говорю сам с собой - 47%, стараюсь забыть - 73%. В то же время исследование показывает, что для младших школьников с ЗПР, эффективными являются копинг-стратегии отвлечения: обнимаю или прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь или глажу животное (собаку, кошку и пр.) 67%; играю во что-нибудь 53%; говорю с кем-нибудь 73%; смотрю телевизор, слушаю музыку 73%.

Изучение стратегий совладающего поведения детей младшего школьного возраста с отклоняющимся развитием, на примере школьников с ЗПР, позволяет сделать вывод о том, что стратегия поиска социальной поддержки, выражающаяся в попытках разрешения проблемы с помощью внешних ресурсов или обращение к другим людям, способным решить проблему является доминирующей. Наряду с этой стратегией активно используются такие поведенческие стратегии как стратегия отвлечения и избегания проблемы. Проблемно-ориентированная стратегия, проявляющаяся в анализе проблемы и поиске оптимального решения, не используется младшими школьниками данной категории.

Взаимодействие со школьниками, имеющими отклоняющиеся развитие в условиях инклюзивной практики, требует учитывать тот факт, что в стрессовой ситуации ими часто используются не эффективные поведенческие стратегии, связанные с эмоциональным отреагированием.

 

Список литературы:

1. Анцыферова, Л.И. Методологические проблемы психологии развития. Часть 1 / Л.И. Анциферова. - М.: Институт психологии РАН, 2008. – 484 с.

2. Грановская, Р.М. Психологическая защита у детей /Р.М. Грановская. - СПб.: Речь, 2010. – 340 с.

3. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии /Р.М. Грановская - СПб.: Речь, 2007.- 241с.

4. Крюкова, Т.Л. Методология исследования и адаптация опросника диагностики совладающего (копинг) поведения // Жур-л практического психолога. – 2007. - №3. - С. 82-92.

5. Михайлов, Л.А. Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие /Л.А. Михайлов. - СПб.: Питер, 2009.- 460с.

6. Никольская, И.М., Грановская, Р.М. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. - СПб.: Речь, 2000. - 498с.

7. Останина, Н.В. Подходы к классификации копинг-поведения в научной литературе // Известия Российского гос. Пед. Ун-та им. А.И. Герцена. - 2008. - № 70-2. - С.128-134.

8. Староверова, М.С., Кузнецова, О.И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. Пособие для психологов и педагогов /М.С. Староверова, О.И. Кузнецова. - М.: Владос,2013. – 143с.

9. Староверова, М.С. Психологический феномен школьной неуспешности / М.С. Староверова. – Саарбрюкен, Германия: Ламберт, 2016. – 175с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»