СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ




Жукова Ольга Владимировна

аспирант, СОГУ, г. Владикавказ

В статье определяется роль образования в процессе формирования толерантности. Рассматриваются особенности воспитания толерантности в разных возрастных группах. Определяется роль преподавателя в процессе воспитания толерантности.

Ключевые слова: Ключевые слова: образование,формирование толерантности,личность.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Процессы глобализации происходящие в обществе, а так же социальная и политическая нестабильность в настоящие время не только обострили этнические отношения в нашей страны, но и актуализировали потребность в социальных связях. На фоне осложненных межнациональных отношений сохранение этнокультурного богатства нашей Родины стало еще более острой проблемой. Все эти трудности неразрывно связаны с понятием толерантность.

Основой толерантности является признание права на отличие, принятие другого человека как равного себе, уважение другой точки зрения и взглядов на жизнь, проявление сдержанность к традициям, ценностям и культурам представителей другой национальности. По мнению Солдатовой Г.У., суть толерантности формулируется на основе признания единства и многообразия человечества, уважения прав и свобод других.[1.67].

Сфера образования является той областью, где формируются принципы взаимопонимания, взаимоуважения и сотрудничества, а значит и толерантности. Необходимо разработать единую модель формирование толерантного сознания у подрастающего поколения с учетом отличительных черт и специфики каждой возрастной группы.

Воспитание толерантности в младшем школьном возрасте отличается особой сложностью и многогранностью, потому именно в этом возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, формируется общественная направленность личности. Детей в этом возрасте отличает импульсивность, склонность к незамедлительным действиям, недостаточность воли в борьбе за намеченную цель. Уже в этом возрасте можно увидеть каким уровнем толерантности обладает ребенок. Для этого можно использовать критерии по системе Ковальчук М.А. для определения уровня сформированности межэтнической толерантности:

- высокий уровень: ребенок всегда принимает различия между нациями, всегда испытывает интерес к культуре и истории других народов, всегда понимает национальную многополярность;

- средний уровень: ребенок иногда принимает различия между нациями, иногда испытывает интерес к культуре и истории других народов, иногда понимает национальную многополярность.

- высокий уровень: ребенок не принимает различия между нациями, всегда не испытывает интерес к культуре и истории других народов, не понимает национальную многополярность. [2.963]

Таким образом, при помощи тестирования можно определить средний уровень толерантности в классе для того, чтобы с учетом его результата, а так же с учетом возрастных особенностей построить индивидуальный план работы в намеченном направлении. Для достижения поставленных задач педагогу необходимо знать и учитывать: индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, национальный состав коллектива учащихся, а также культурные особенности окружающей среды. Как показывает практика, наиболее благоприятной сферой для воспитания толерантности является внеклассная совместная деятельность, когда учащиеся могут проявить свое личное отношение к широкому кругу людей.

Сформированная установка на совместную работу, осуществление совместного планирования, создание ситуации свободного выбора и отсутствие давления со стороны педагога увеличивают эффективность совместной деятельности, как средства формирования толерантности. Толерантность необходима и самому педагогу - во всей неразрывности личностного и профессионального [3.96]

Воспитание толерантности в средних и высших учебных заведениях должно происходить путем диалога, сотрудничества двух сторон. Необходимо обогатить содержание учебных курсов и программ компонентами, которые помогают учащимся овладевать культурой своего собственного народа, формировать представление о многообразии культур в России и мире, формировать умения и навыки эффективного взаимодействия с представителями различных культур.

Воздействуя на мотивационную, эмоциональную, волевую и интеллектуальную сферы подростка, педагог реализует комплекс педагогических условий направленных на воспитание граждан, открытых к восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность. К необходимым педагогическим условиям можно отнести организацию совместного анализа по отражению возможных выходов из конфликта, обеспечение совместной деятельности с созданием условий выбора различных вариантов решения конфликтных ситуаций, осознание необходимости толерантности во взаимоотношениях.

Необходимо обеспечить как теоретическую, так и практическую и психологическую подготовленность подростков. Вначале идет накопление знаний о человеке, его психологических особенностях, различных выходов из конфликтных ситуаций, видах психологической защиты, затем отрабатываются навыки и умения гибкого реагирования на различные неблагоприятные воздействия, приобретение уверенности в собственных возможностях принимать различные решения в конкретных моментах, и только потом, на базе вышеперечисленного происходит автоматическое включение установки на толерантность, подросток начинает воспринимать ее как неотъемлемую часть современного человека.

Таким образом, целенаправленное воспитание толерантности организуемое, школой, может рассчитывать на положительный конечный результат только в том случае, когда учитывается влияние, которое оказывают на человека общественные условия его жизни. Поэтому учебные заведения должны представлять целостное поликультурное пространство, где осуществляется интеркультурная коммуникация и межнациональное воспитание подрастающего поколения.

 

Список литературы:

1. Межкультурный диалог: исследования и практика/Под ред. Г.У. Солдатовой. -М.: Владос, 2004.-с.67-68

2. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников.-Ярославль, 2003. -1902с.

3. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников./Ярославский педагогический вестник.-2003.-№1.-с.96

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»