В Российской Федерации туристская деятельность относится к числу приоритетных отраслей экономики. Более чем в 60 регионах страны разработаны и действуют программы развития туризма, с их эффективной реализацией связано решение таких социально-экономических задач, как рост трудовой занятости населения, рост уровня качества жизни, развитие предпринимательства, повышение инвестиционной привлекательности региона и ряд других задач. Наличие отраслевых и региональных особенностей организации туристской деятельности, высокий динамизм развития туризма в мире, рост конкуренции в этом секторе экономики, высокое влияние форс-мажорных обстоятельств на развитие туризма, особые требования к вопросам безопасности обуславливают повышенные требования к подготовке кадров для предприятий индустрии туризма.
Проведенный авторами анализ публикаций позволил выделить следующие проблемы в подготовке кадров для сферы туризма: низкий уровень востребованности выпускников вузов в туристской отрасли, значительный отрыв теоретических знаний от практики туристской деятельности, недостаточный уровень владения выпускниками вузов практическими навыками работы с клиентами, недостаточное понимание молодыми специалистами особенностей работы в туризме (стрессоустойчивость, умение решать конфликтные ситуации, оперативное реагирование на возникшие форс-мажорные ситуации).
Недостаточный уровень подготовки кадров снижает эффективность функционирования предприятий туристской индустрии, качество и конкурентоспособность национального и региональных турпродуктов и является следствием несовершенства образовательного процесса в вузах по подготовке кадров для индустрии туризма: недостаточной степени практикоориентированости учебного процесса, несовершенства организации учебных и производственных практик студентов, низкой долей привлекаемых в учебный процесс специалистов из сферы туризма, несовершенство применяемых образовательных стандартов, низким уровнем материально-технической базы вузов [1], [2], [3].
Мерами по повышению качества подготовки кадров для индустрии туризма могут быть: усиление взаимодействия вузов и предприятий туриндустрии по организации учебного процесса и практик студентов, совершенствование образовательных стандартов с учетом специфики туристской отрасли, разработка мер государственной поддержки в трудоустройстве выпускников вузов.
Список литературы:
1. Головатюк Л.Н., Давыдова Л.А. Развитие туризма и проблемы подготовки кадров для туристской отрасли [Электронный ресурс] // CREDO NEW теоретический журнал, 2013 – Режим доступа: http://credonew.ru/content/view/1261/68/, свободный. – Загл. с экрана.
2. Лапшина А.Г. Основные проблемы подготовки профессиональных кадров для индустрии туризма [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf5/39.pdf, свободный. – Загл. с экрана .
3. Паутова Н., Белая И.А. Кадровые ресурсы в туризме (некоторые особенности и проблемы) [Электронный ресурс] // Горизонты образования, 2008. – №10. – Режим доступа: http://tourlib.net/statti_tourism/pautova.htm, свободный. – Загл. с экрана.