В 2014 году Россия и Китай выходят на новый уровень - отношение сотрудничества всестороннего стратегического партнёрства, в последнее годы в двухсторонних экономических связях наблюдается подъем который выражается в стабильности товарооборота, расширении инвестиционного сотрудничества, активизации приграничных связей, заметном усилении интереса деловых кругов к взаимному сотрудничеству.
После финансово-экономичного кризиса 2008 году, Китай приступил к осуществлению стратегии “выхода во внешний мир”, основное содержание которой - стимулирование инвестиций китайских предприятий за рубежом. Современный этап развития китайско-российских экономических связей отмечен появлением новых форм экономических обменов. Одной из них стало инвестиционное кооперативное взаимодействие.
Хотя в последние годы китайско-российское товоро-экономическое сотрудничества добилось успеха, высокопоставленные фигуры двух стран обращали внимание на взаимную инвестицию, китайско-российское инвестиционное сотрудничество остается недостаточным, за последние годы прямые инвестиции из Китая составляли в среднем менее одного процента в совокупных инвестициях, полученных Россией. Ещё меньше доля России в полученных Китаем прямых инвестициях.
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | |
Объем накопленных китайских прямых инвестиций в экономику России | 2788 | 3764 | 4889 | 7582 | 8676 |
Объем поступивших китайских прямых инвестиций в экономику России | 578 | 716 | 785 | 1022 | 794 |
*Источники: Госстат и Минкоммерции КНР
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | |
Инвестиции России в КНР | 34.97 | 31.02 | 29.92 | 22.08 | 41 |
Инвестиций КНР в РФ | 578 | 716 | 785 | 1022 | 794 |
*Источники: Портал внешнеэкономической информации министерство экономического развития РФ
По данным ГСУ КНР и Минкоммерции КНР, объем накопленных китайских прямых инвестиций в экономику России на конец 2014 года составил 8676 млн. долл. (+10,5% по сравнению с 2013 годом). По данным ГСУ КНР и Минкоммерции КНР, объем поступивших китайских прямых инвестиций в экономику России за 2014 год составил 794,0 млн. долл. По данным ГСУ КНР и Минкоммерции КНР, объем поступивших российских прямых инвестиций в экономику Китая за 2014 год составил 41,0 млн. долл. (+85,5% по сравнению с 2013 годом).По данным ГСУ КНР и Минкоммерции КНР, объем накопленных российских прямых инвестиций в экономику Китая на конец 2014 года составил 910,8 млн. долл. (+4,7% по сравнению с 2013 годом).
За последние годы Китай трудится над привлечением инвестиций и талантов, правительства особенно обращает внимание на развитие ново-высокотехнологий, поэтому в ново-высокотехнологической области Китай сделал большой прорыв. Быстрое развитие и большой спрос в данной области даёт обеим странам большую возможность сотрудничества, особенно в области ядерных электростанций, авиационно-космической промышленности, военно-промышленности, электромеханической промышленности. Торговля не только ограничивается продукцией, но и расширяется в области технологий. С развитием экономики и регулированием промышленной структуры, торговля по ново-высокотехнологической продукции станет новой точкой роста.
Улучшение инвестиционной атмосферы: меры на федеральном уровне. Вклад федерального уровня в создание благоприятного инвестиционного климата концентрируется на следующих основных направлениях: поддержание макроэкономической стабильности, гарантирование прав собственности и соблюдения договорных обязательств, создание разумных правил для осуществления предпринимательской деятельности, антимонопольное регулирование; поддержание сильной и независимой судебной системы, борьба с преступностью, создание благоприятного налогообложения; развитие финансовой системы, развитие инфраструктуры; развитие рынка труда и рабочей силы.
На сегодняшний день наиболее актуальными направлениями улучшения инвестиционной атмосферы на федеральном уровне являются: формирование оптимальной структуры и уровня налогов, стимулирующих модернизацию, диверсификацию экономики и обеспечивающих инвестиционную конкурентоспособность российской экономики, и при этом гарантирующих необходимый уровень бюджетных поступлений; нормализация тарифов компаний - естественных монополий, создание системы, обеспечивающей их экономически оправданный уровень; значительное повышение доступности финансирования, развитие финансовой системы в соответствии с потребностями модернизации; совершенствование технического и таможенно-тарифного регулирования в соответствии с потребностями модернизации; совершенствование антимонопольного регулирования; стимулирование спроса на инновационную продукцию и продукцию модернизированных предприятий; обеспечение кадрами модернизации экономики; обеспечение доступности земли.
Самым значимым направлением действий по улучшению инвестиционного климата и самым чувствительным для несырьевого бизнеса является административная среда: обеспечение прав собственности, административные, регулятивные и контрольные процедуры, укрепление независимости судебной системы и дальнейшая гуманизация экономического законодательства, борьба с коррупцией.
Список литературы:
1. Руководство по инвестициям за рубежом для торгово-промышленного департамента КНР на 2014 год
2. Портал внешнеэкономической инфориации http://www.ved.gov.ru/
3. http://ria.ru/spravka/20140520/1008413779.html