Успешное развитие умения читать, говорить или понимать со слуха невозможно без прочных знаний и умений в области лексики, ибо с её помощью происходит приём и передача информации. В связи с этим на занятиях иностранным языком особое внимание уделяется работе над лексикой.
Для запоминания лексики очень важно активное участие всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, и, наконец, логической.
Задача учителя состоит в том, чтобы научить учащегося наиболее эффективным приемам работы по усвоению лексики, максимально мобилизующим все виды памяти. Рассмотрим некоторые из них.
1. Работа со словарем
Изучение новой ЛЕ всегда начинается со словаря. В настоящее время имеется возможность пользоваться электронными словарями для работы с новыми ЛЕ, т.к. они не только значительно превосходят по объему книжные, но и находят искомое слово или словосочетание за несколько секунд, в электронных словарях, содержится большее количество неологизмов, поскольку язык - отражение реальной жизни людей, их культуры. Это стало особенно очевидно в связи с развитием Интернета: большая часть Веб-страниц состоит из английских текстов, написанных живым современным языком, использующим разговорную лексику и сленг. Для массовых программных продуктов, каковыми являются электронные словари, характерны частая смена версий и наличие постоянной обратной связи с тысячами пользователями. Электронные словари содержат не только транскрипцию, но и могут произносить слова.
2. Флэш-карточки
Флэш-карточка – это карточка с числами, словами, терминами, формулами, картинками, которая создана для вызова мгновенного отклика от учащихся в тот момент, когда учитель демонстрирует карточку в быстром темпе. Чаще всего используется при чтении, арифметических действиях, а особенно для закрепления и совершенствования лексических навыков.
3. Карты памяти
Интеллект-карты (в оригинале Mind maps ) Карта памяти Mind Map выступает альтернативой традиционным способам обработки и передачи информации (конспектам, кратким записям, схемам и т.п.) Эта альтернатива более продуктивна, так как имеет естественную психологическую основу, а главное превращает ученика в активного создателя собственного знания.
Важно упомянуть о других немаловажных методах и приемах обучения лексики на уроках английского языка:
4. Secret words (МиролюбовА.А.)
5. Лексические упражнения
6. Лексические игры
7. Рифмовки, стихи, песни
Список литературы:
1. Бьюзен Т. Думайте эффективно. – Мн.: Попурри, 2009. – 96 с
2. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингвистика и методика - М.: Академия, 2004.
3. Давыдова, Э.М. Игра как метод обучения иностранным языкам/ Давыдова Э.М.// Иностранный язык в школе. – 2010. - №6. – С. 34-38.