Современные педагогические технологии В обучении русскому языку как иностранному




Асрарова Мухаббат Усманджановна

преподаватель русского языка Бух ИТИ

Статья посвящена проблемам поиска инновационных путей и средств, способствующих оптимизации обучения иностранному языку и повышению эффективности преподавания. Особое внимание уделено личностным технологиям как средству более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета. Они направлены на формирование субъектной позиции обучаемого в целостном обра-зовательном процессе и строятся на механизме диалогичности, рефлективности и сотруд-ничества. Приведены примеры применения проектной технологии в курсе русского языка как языка специальности

Ключевые слова: Ключевые слова: Иностранный язык,обучение,профессиональное общение,процесс,проектная технология,рефлективность,сотрудничество




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Развитие современной методики связано с поиском инновационных путей и средств, способствующих оптимизации обучения иностранному языку и повышению эффективности преподавания. Потребность сделать процесс обученияинтересным заставляет нас постоянно совершенствовать учебные программы,искать способы повышения мотивации обучаемых и пути превращения обязательного и трудного по характеру обучения в интересное и увлекательное путешествие в мир неродного языка и культуры. Следует обеспечить не тольковведение и закрепление большого объема информации, но и увеличить времяактивной речевой деятельности каждого обучаемого. Поэтому остается актуальным вопрос о том, какая методика поможет нам в формировании специалиста, который был бы не хуже знаком с практикой, чем с теорией. Целесообразным и методически оправданным в неязыковом вузе является ориентация обучения иностранному языку на подготовку студентов к реальному профессиональному общению, так как именно языковая специализациявыступает мощным стимулом и основным детерминантом мотивационной и прагматической ценности изучения иностранного языка студентами – не филологами. Практика показывает, что интерес к предмету возрастает тогда, когдаон значим, когда студенты четко представляют себе перспективы использования полученных знаний, когда целью обучения становятся полезные навыкии умения, которые в будущем будут особо ценны и, следовательно, повысятличную конкурентоспособность и шансы на успех в бизнесе, науке или любой другой деятельности. Иностранный язык как учебный предмет обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления студентов. Поэтому не случайно, что основной целью обучения иностранному языку в новой образовательной парадигме является личность студента, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языкеи самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой иноязычной речевойдеятельности.В психолого-педагогическом плане развитие личности в системе высшего образования может носить динамичный и плодотворный характер, если в этой системе возможности и условия полноценной самореализации личности будут рассматриваться как целевые и ценностные измерения самой этой системы, полагающей; во-первых, развитие смысловой устремленности обучаемого и его способности к самоопределению, во вторых, расширение сферы его личностных компетентностей, и, в-третьих, развитие внутренней ответственности обучаемого в ходе вузовской подготовки. В практическом плане персонализация процесса обучения достигается в том случае, если применяемые образовательные технологии будут направлены преимущественно на формирование субъектной позиции обучаемого в целостном образовательном процессе вуза, и строятся на механизмедиалогичности, рефлективности и сотрудничества (Грачев, 2006). Диалогичность понимается как наличие интенсивного обмена мыслями, идеями, позициями участников педагогического процесса, возможность субъект - субъектного взаимодействия. Рефлективность – обеспечение достаточного спектра обратной связи всем участникам педагогического взаимодействия о текущем состоянии и изменениях, происходящих с ними в процессе и результате взаимодействия. Сотрудничество - возможность передачи части образовательных функций самим обучаемым, их авторское включение в педагогический процесс на правах партнеров по совместному конструированию иобеспечению этого процесса. В проектной технологии мы можем и оптимально сочетать разные стили педагогического общения в зависимости от этапа развития проекта, изменяя функциональные обязанности преподавателя и студента и их роли. Студент активно участвует в выборе, организации и конструировании содержания конкретного проекта, преподаватель выступает в качестве консультанта, координатора, помощника и партнера. Стиль педагогического общения во время осуществления языкового проекта в самом обобщенном виде можно определить как общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Этот стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности.(Шамонина, Галина). Использование метода проектов повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны, развивает коммуникативные навыки и самостоятельность мышления, позволяет каждому участнику творчески проявить себя, укрепляет межличностные отношения, учит толерантности и создает комфортный психологический климат в студенческой группе. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения студенты учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если студент приобретет исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни к меняющимся условиям жизни. 

Список литературы:

1.Грачев, В.В. (2006). Педагогические условия персонализации образования в высшей школе. М.: СГИ.

2.Капитонова, Т.И., Московкин, Л.В., Щукин, А.Н. (2008). Методы и тех-нологии обучения русскому языку как иностранному. А.Н.Щукина 3.Шамонина, Г.Н., Маринова, Т.Н. (2008). „Здравствуй, Россия!“. Ва-рна: ВСУ „Ч. Храбър“.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»