+7 989 669 15 15



Современные технологии обучения иностранным Языкам как средство повышения качества Учебного процесса




1. Мирзакулова Нодира Ибрагимовна, 2. Казакова Дилора Гаффаровна,

1. cтудентка группы 4-11 МЕСМТ , 2. преподаватель английского языка Бух ИТИ.

. В статье рассматривается вопрос современных информационных технологий обучения иностранным языкам. В частности говорится об использовании активных приемов в рамках технологии обучения в сотрудничестве, о широком привлечении аутентичных материалов и выбор адекватных средств обучения, а так же о разработке системы оцени-вания достижений обучаемых в рамкам компетентностного подхода. Статья представля-ет интерес для обучаемых и обучающих иностранный язык.

Ключевые слова: Ключевые слова: Компетентность,аутентичность,современные приемы,инновации,языковой портфель,иностранный язык,общение.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Проблемы формирования коммуникативной и межкультурной компетенции всегда находятся в поле нашего зрения в силу специфики преподаваемых дисциплин («Практического курса иностранного языка» и «Методики преподавания иностранных языков»), готовность к диалогу культур обеспечивается моделированием «возможных ситуаций общения между представителями различных культур и социумов»на занятиях. Важным фактором, способствующим воспитанию поликультурной личности, которая обладает качествами и способностями, необходимыми для участия в межкультурном общении, является аутентичность, которая должна касаться всех сторон процесса обучения иностранному языку от создаваемых ситуаций иноязычного межличностного общения до используемых на уроке средств обучения. Таким образом, можно выделить, по крайней мере, три направления, усиление внимания к которым позволит оптимизировать процесс преподавания специальных дисциплин, повысить эффективность и качество обучения студентов языкового факультета: 1) использование активных приемов в рамках технологии обучения в сотрудничестве; 2) широкое привлечение аутентичных материалов и выбор адекватных средств обучения; 3) разработка системы оценивания достижений обучаемых в рамкам компетентностного подхода.

«Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся…», и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 70 процентов аудиторных занятий.

Под активными приемами обученияпонимаются виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и создают оптимальные условия для самостоятельной работы учащихся [Клейменова 2011]: ролевые, деловые игры, различные виды дискуссий, творческие проекты, работа с источниками. Опыт включения в занятия по английскому языку таких технологий обучения как семантическое картирование, проектирование, “storytelling”, организация ролевого общения и подготовка презентаций PowerPoint доказывает их эффективность, они побуждают студентов к творческой переработке усвоенного материала при личностной и деятельностной ориентации процесса обучения. Используемые приемы способствуют не только овладению системой лингвистических знаний и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей, развитию общеучебных умений работы с компьютером, получения, анализа и переработки информации из глобальной сети, но и развитию личности обучаемого, раскрытию его творческих способностей, самостоятельности мышления. Знакомство студентов с перспективными формами взаимодействия субъектов образовательного процесса (а не объектов педагогического воздействия) на занятии по иностранному языку, их личное заинтересованное участие позволяют осуществлять преемственность и непрерывность языкового и педагогического образования на всех его этапах, проследить межпредметные связи.

Задачи формирования профессиональной компетенции в рамках дисциплины «Методика преподавания иностранных языков» решаются более успешно, если использование интерактивных приемов становится для студентов повседневной практикой в овладении иностранным языком со средней школы и начального этапа обучения в вузе, и речь идет не о «рутине», а о совместной деятельности обучаемого и преподавателя, результатом которой будет овладение средствами и методами профессиональной деятельности учителя, умение эффективно строить учебный процесс в соответствии с задачами конкретного учебного курса и условиями обучения иностранным языкам. Действительно, обязательным для преподавателя является учет контингента обучаемых, их уровня владения языком, общей эрудиции и степени развития качеств личности, поэтому важным является осознание своей роли в этом процессе, повышение собственной компетенции.

В качестве еще одного важного пути повышения эффективности образовательного процесса по иностранному языку следует рассматривать аутентичность как уникальное свойство, которое должно составлять суть любой деятельности, осуществляемой на занятии по иностранному языку и качество, которое должно быть характеристикой средств обучения, используемых в современном уроке. Студентов следует ориентировать на самостоятельный поиск аутентичной информации по обсуждаемым темам.

Компетентностный подход предполагает наряду с обновлением целей, содержания образования, форм организации образовательного процесса и технологий пересмотр методик оценивания результатов деятельности обучаемого и степени сформированности компетенций на разных этапах обучения. Одной из перспективных технологий обучения иностранному языку и мониторинга качества образования является языковой портфель, рассматриваемый как инструмент рефлексивной самооценки, который способствует продуктивной учебной деятельности обучаемого. «Языковой портфель» обеспечивает способность и готовность учащегося к самостоятельному/автономному изучению языка и культуры на протяжении всей жизни и создает условия для непрерывного самостоятельного языкового образования личности.

Таким образом, следует отметить, что использование современных активных приемов в обучении является залогом оптимизации процесса обучения иностранному языку и профильным дисциплинам, средством формирования общекультурных и профессиональных компетенций, нацеленным на развитие поликультурной всесторонне развитой личности, способной к саморефлексии и самооценке, владеющей культурой профессионального и межличностного общения.

Список литературы:

1. Баклашкина М.В. Обучение иноязычному межличностному общению на занятиях по иностранному языку в школе и вузе // Иностр. языки в школе. – 2009. – № 1. – С. 9-13.

2. Клейменова Н.М. Использование активных приемов обучения на занятиях по французскому языку со студентами // Иностр. языки в школе. – 2011. – № 1. – С. 66-69.

3. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. – М.: АРКТИ, 2002. – 176 с.

4. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский: Учеб.пособие/ П.К. Бабинская и др. – Мн.: Тетра Системс, 2003. – 288 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»