Современные возможности применения дистанционного обучения в систе-ме высшего профессионального образования




Панина Наталья Геннадьевна

кандидат медицинских наук Волгоградского технического университета, г. Волгоград, Россия

Аннотация: В статье обобщены особенности применения дистанционного обучения в си-стеме высшего профессионального образования.

Ключевые слова: высшее образование, дистанционное обучение, современные информационные технологии.




Библиографическое описание: 


Традиционная система образования в ВУЗе за последние годы претерпевает существенные изменения, связанные с развитием и практическим использованием новых информационных и телекоммуникационных технологий [1]. Одной из современных форм обучения с использованием инновационных информационных технологий и систем мультимедиа является дистанционное образование (ДО) – обучение на расстоянии [2,5]. Потребителями услуг ДО являются, в первую очередь, студенты заочной формы обучения, а так же специалисты, желающие повысить свою квалификацию.

К средствам дистанционного обучения относятся: печатные учебные материалы и электронные варианты учебников, учебно-методических пособий, справочников; учебные программы, записанные на магнитных и оптических носителях информации; обучение по теле- и радиопрограммам; обучение по сети Интернет и по другим компьютерным коммуникационным каналам.

При ДО один и тот же материал может быть представлен несколькими средствами обучения, каждое из которых обладает своими дидактическими возможностями. Преподаватель должен знать эти возможности, уметь распределять учебный материал по различным средствам, формировать из них комплект средств обучения, как систему носителей учебной информации, предназначенную для решения совокупности задач.

Следует отметить, что при изучении ряда дисциплин существуют объективные трудности для дистанционного обучения в виде приобретения практических навыков, самостоятельное получение которых малоэффективно. В связи с этим допускается изучение только теоретических положений.    

Соотношение средств дистанционного обучения зависит от выбора модели дистанционного обучения, а именно: обучение по типу экстерната, университетское обучение, сотрудничество нескольких учебных заведений, автономные образовательные учреждения, автономные обучающие системы или неформальное, интегрированное дистанционное обучение на основе мультимедийных программ.

Эффективность дистанционного обучения достигается путём наиболее полного и точного согласования требований преподавателей и возможностей студентов, особенно находящихся на свободном графике посещения занятий.Обучающийся имеет возможность самостоятельно выбирать время для занятий, определять их интенсивность и продолжительность. Контроль знаний студента осуществляется порубежно. Любые затруднения и проблемы в освоении м учебной программы могут быть разрешены в любой момент, например, по электронной почте.

Таким образом, современный уровень развития информационных технологий дает возможность применения качественно новой формы образования – дистанционного обучения [3]. При правильном подходе к выбору моделей и средств дистанционного образования, может быть, достигнут такой уровень подготовки студентов к сдаче экзаменов на получение дипломов, который не уступает уровню, обеспечиваемому традиционными учебными заведениями, а также отвечающему установленным государством требованиям по содержанию, условиям и стоимости обучения.

 

Список литературы:

1. Бочков, В.Е.Правовые основы интеграции образовательных систем стран СНГ в области открытого дистанционного образования / В.Е. Бочков.// Проблемы современной экономики. - 2004. - № 3. - С. 26-29.

2. Данильченко, В.М. Дистанционное обучение как средство развития глобального образования / В.М. Данильченко // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2004. - № 10. - С. 16-17.

3. Жуков, Д.О. Использование информационных технологий для создания систем дистанционного обучения и тестирования / Д.О. Жуков // Информационные ресурсы России. - 2004. - № 1. - С. 26-29.

4. Миронов, О.О. Дистанционные образовательные технологии как средство реализации важнейших прав человека на образование и на получение информации / О.О. Миронов // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2004. - № 9. - С. 37.

5. Ткачев, С.М. Система дистанционного образования высшего учебного заведения: структура и принципы формирования // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2004. - N 9. - С. 65-66.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»