Сохранение и развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей и способностей в условиях реали-зации ФГОС




Ролдугина Ольга Николаевна

учитель
МБОУ «Гимназия №1», Россия, г. Липецк


Аннотация: В статье рассматривается применение на практике индивидуального и дифференцированного обучения в условиях ФГОС.

Ключевые слова: ФГОС, индивидуализация обучения, проблемное обучение, развивающее обучение, проекты.




Библиографическое описание: Ролдугина О.Н. СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЕНКА, ЕГО ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И СПОСОБНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС [Текст] // Научный поиск в современном мире: сборник материалов 11-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 31 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство “Апробация", 2016 – С.132-135


В условиях внедрения новых образовательных стандартов учителю необходимо перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания.

В связи с этим проблема индивидуализации обучения в условиях массовой общеобразовательной школы становится не только одной из важных, но и поистине судьбоносной.

Индивидуализированный подход и дифференциацияиспользуется уже при подборе домашних заданий. Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного же ученика дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития.

Домашние задания учащиеся выбирают на альтернативной основе - каждый ученик выбирает задание, посильное для себя. Для группы сильных учащихся даются опережающие задания поискового характера (подобрать материал по теме, составить схему-опору, найти в словарях и т.д.)

Очень важнарациональная проверка домашнего задания, поэтому используются разные способы: самопроверка, взаимопроверка. Это могут быть задания творческого характера (составить предложения по схемам, придумать текст по теме, по данному началу, написать сказку и т. д.).

Объяснение нового чаще всего строится на основе поисковой работы в группах. Работа в группе заканчивается ответом ученика с использованием или таблицы, или опорной схемы, или графического изображения.

Наличие теоретических задач делает обучение проблемным. Особое значение здесь приобретает организация самостоятельной работы учащихся по извлечению необходимой теоретической информации. Самостоятельная работа предваряется различными предтекстовыми заданиями, а именно:

I группа (сильные учащиеся) – дается карточка с примерами предложений, предлагается самостоятельно вывести правило и подобрать собственный иллюстративный материал; проанализировать, сопоставить материал разных параграфов, чтобы сделать обобщение, составить таблицу (возможно в парах); II группа (учащиеся со средним уровнем знаний) – читают параграф, формируют вопросы к нему, подбирают примеры ко всем пунктам упражнения; III группа (наиболее слабые учащиеся) - работают над параграфом по плану и готовят устные ответы к каждому пункту плана.

Для закрепления теоретического материала готовятся задания для самостоятельной работы, подбирается дидактический материал в соответствии с уровнем развития учащихся и проводятся уроки – практикумы, где используется не только индивидуализация, но и разные способы коллективной работы учащихся.

 От урока к уроку проводится дифференциация заданий, апеллирующих к различным уровням развития. Используютсяразноуровневые задания на карточках и предлагается учащимся выполнить те, которые они считают для себя выполнимыми.

Наиболее продуктивен прием на умение свободно оперировать знаниями, использовать их в новых ситуациях:самостоятельный подбор учащимися материала, аналогичного упражнению учебника; дополнительных заданий к упражнениям и их выполнение (3-4 задания); задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения задания.

Особое внимание уделяется заданиям исследовательского характера. Такие задания чаще всего связаны с наблюдением над функционированием изученных средств языка в речи. В процессе такой работы реализуются предметные и метапредметные связи, формируются навыки самостоятельной работы, школьники знакомятся с изобразительно-выразительными возможностями тех или иных языковых средств, воспитывается интерес к предмету. Например, подобрать доказательства к данному умозаключению: «Обладающие сжатостью и стройностью, конструкции с причастными оборотами широко применяются в художественной литературе при описании природы, персонажей». Формулировка собственных умозаключений на основе собранного материала: «Сравнительные обороты в поэме Лермонтова «Мцыри», модальные частицы в баснях Крылова» и другие.

Большое значение для формирования навыков самостоятельного добывания знаний и самоконтроля имеет работа со словарями. Задание: представьте, что вы корректор журнала «Юный художник». Вам нужно подготовить для набора научную статью. В рукописи встречаются ошибки, допущенные авторами, проверьте текст, исправьте ошибки, подготовьте его к печати. Используйте словарь.

Ведущее место занимают творческие задания, они формируют навыки связной речи, развивают творческие способности учащихся.Ситуативно-творческие задания (например, дана ситуация: «Лето. Ярко светит солнце. Шумят сосны, лепечут березы. Чувствуется запах дыма. Кто-то оставил горящий костер. Начался лесной пожар». Задание: описать чувства и действия, используя вводные слова и предложения и т.д.

Индивидуализированное обучение непосредственно связано с развивающим обучением. Не следует думать, что задания развивающего, исследовательского характера нужно давать только сильным ученикам, такие задания необходимо предлагать для всех учащихся. Так, например, при изучении темы «Сложноподчиненные предложения» на этапе изучения нового материала предлагаетсяразработать памятку (порядок мыслительных операций), которой они будут пользоваться при анализе сложных предложений.

Приемы и задания развивающего, исследовательского характера используются не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы. Этореферативные выступления; поисковые задания-миниатюры; самостоятельное составление тестов, кроссвордов по определенной теме или викторину по теме; выполнение заданий по карточкам, инструкциям; выставка репродукций.

Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии, где используются различные приёмы рефлексии: пятиминутное эссе; синквейны; метод незаконченного предложения; высказывание в форуме, смайлики.

Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать образовательный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Традиционные сочинения на литературную тему можно легко превратить в проект, если придать работе практическую направленность: написать статьи для хрестоматии, гимназической газеты «Мы».

Успешное происхождение итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ и ЕГЭ предъявляет особые требования к подготовке обучающихся. Уже с 5 класса у каждого ученика заведена папка по подготовке к ОГЭ, в которую входят справочный раздаточный материал, таблицы-схемы. Это позволяет эффективно повторять, обобщать и систематизировать знания по всем разделам русского языка. Учащиеся ведут книжки-блокноты, в которых записываются высказывания известных писателей, стихотворные строки, крылатые мысли и т.д. для дальнейшего использования в творческих работах при приведении аргументации собственной точки зрения. На уроках литературы при рассмотрении проблематики произведений ведется запись примеров, которые учащиеся могут использовать при написании части С ЕГЭ.

Подводя итоги всего вышесказанного, необходимо отметить следующие положительные стороны в технологии индивидуализации обучения: исключается неоправданная и нецелесообразная уравниловка детей;у учителя появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;повышается уровень я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности; повышается уровень мотивации.

 Список литературы:

1.  Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. М., 2001.

2.  Горбунова С.В. Опыт подготовки учителей к введению ФГОС основного общего образования на муниципальном уровне / Методист.- 2011, №10.

3.  Кузнецов А.А

. Стандарты второго поколения: замысел, исполнение, трудности, риск, внедрение /Стандарты и мониторинг.- 2011, №3.

4.  Якушина Е.В. «Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС» /«Справочник заместителя директора школы», №10, 2012.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»