Специфика африканской эстетики в европейском изобразительном искусстве хх века




Воронкова Мальвина Александровна

магистрант, преподаватель художественных дисциплин
МБУ «Детская образовательная школа искусств имени Г.В. Свиридова», Россия, г.о. Тольятти


Аннотация: В данной статье исследуется влияние характерных особенностей аф-риканского изобразительного искусства на формирование авангардных течений в Европе начала ХХ века.

Ключевые слова: изобразительное искусство Черной Африки, авангардные художественные направления ХХ века, европоцентризм.




Библиографическое описание: Воронкова М.А. СПЕЦИФИКА АФРИКАНСКОЙ ЭСТЕТИКИ В ЕВРОПЕЙСКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ХХ ВЕКА [Текст] // Научный поиск в современном мире: сборник материалов 11-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 31 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство “Апробация", 2016 – С.174-175


Сторонники европоцентризма (концепции превосходства европейской культуры над культурами стран остального мира) высказывают свои мнения относительно самобытности обеих культур — европейской и африканской, делая между ними соответствующие коренные различия. По их мнению, африканская культура настолько самобытна, что не имеет практически ничего общего с искусством других народов. Каждая переживала свой процесс зарождения и становления, шла сама по себе по собственному пути развития.

Однако по сей день актуальны споры о том, какое место в европейском изобразительном искусстве ХХ века занимает искусство Черной Африки и какую роль оно играет в современном художественном пространстве.

Еще в самом начале прошлого столетия ничего не знали о художественных выражениях действительности народов черного континента. Хотя произведения африканских мастеров задолго до этого различными путями попадали в Европу и другие страны мира, они привлекали внимание историков и этнографов только как предметы для исследования особенностей жизни и быта африканцев. Эти произведения не оценивались с эстетической точки зрения. Именно в таком узком плане они рассматривались в работах известных путешественников, этнографов и историков (Г. Барт, Г. Швейнфурт, Л. Фробениус, В. Юнкер). В этих работах содержались самые первые и наиболее общие упоминания об изобразительном творчестве африканцев.

Считается, что первым африканское искусство оценил Морис де Вламинк. В 1905 году он приобрел несколько масок и скульптур. Одну из масок он подарил Дерену, который показал ее Матиссу и Пикассо. По отзывам очевидцев они ею восторгались. Проявили интерес к африканскому традиционному искусству и кубисты. Однако следует подчеркнуть, что для художников-авангардистов африканское искусство предстало прежде всего как инструмент разрушения классических художественных традиций европейского изобразительного искусства. Художники-авангардисты обратили особое внимание на характерные особенности, присущие скульптуре Черной Африки:

•    экспрессивный характер изображения, передача динамики движения в мельчайших подробностях,

•    строгая симметричность и уравновешенность композиции,

•    художественное обобщение форм,

•    лаконичность и простота изображения.

     Сочетание этих характеристик подразумевает под собой специфику африканской эстетики. В диалоге с Африкой Европа проснулась от дуновения свежих образов, эстетически новых средств выразительности, пластичности линий, динамики движений, жаркой экспрессии, знойного колорита. Навеянный африканским искусством пластический символ теперь живет в самых знаменитых работах европейских художников-кубистов, экспрессионистов — так зародился авангард, в годы поиска новых художественных идеалов и выразительных средств изображения.

 

Список литературы:

1.  Громыко, А.А. Маски и скульптура Тропической Африки / А.А. Громыко. – М.: Искусство, 1984-1985.–352 с.

2.  Мириманов, В.Б. Африка: встречи цивилизаций / В.Б. Мириманов. - М.: Мысль, 1970. - 428 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»