Сторонники европоцентризма (концепции превосходства европейской культуры над культурами стран остального мира) высказывают свои мнения относительно самобытности обеих культур — европейской и африканской, делая между ними соответствующие коренные различия. По их мнению, африканская культура настолько самобытна, что не имеет практически ничего общего с искусством других народов. Каждая переживала свой процесс зарождения и становления, шла сама по себе по собственному пути развития.
Однако по сей день актуальны споры о том, какое место в европейском изобразительном искусстве ХХ века занимает искусство Черной Африки и какую роль оно играет в современном художественном пространстве.
Еще в самом начале прошлого столетия ничего не знали о художественных выражениях действительности народов черного континента. Хотя произведения африканских мастеров задолго до этого различными путями попадали в Европу и другие страны мира, они привлекали внимание историков и этнографов только как предметы для исследования особенностей жизни и быта африканцев. Эти произведения не оценивались с эстетической точки зрения. Именно в таком узком плане они рассматривались в работах известных путешественников, этнографов и историков (Г. Барт, Г. Швейнфурт, Л. Фробениус, В. Юнкер). В этих работах содержались самые первые и наиболее общие упоминания об изобразительном творчестве африканцев.
Считается, что первым африканское искусство оценил Морис де Вламинк. В 1905 году он приобрел несколько масок и скульптур. Одну из масок он подарил Дерену, который показал ее Матиссу и Пикассо. По отзывам очевидцев они ею восторгались. Проявили интерес к африканскому традиционному искусству и кубисты. Однако следует подчеркнуть, что для художников-авангардистов африканское искусство предстало прежде всего как инструмент разрушения классических художественных традиций европейского изобразительного искусства. Художники-авангардисты обратили особое внимание на характерные особенности, присущие скульптуре Черной Африки:
• экспрессивный характер изображения, передача динамики движения в мельчайших подробностях,
• строгая симметричность и уравновешенность композиции,
• художественное обобщение форм,
• лаконичность и простота изображения.
Сочетание этих характеристик подразумевает под собой специфику африканской эстетики. В диалоге с Африкой Европа проснулась от дуновения свежих образов, эстетически новых средств выразительности, пластичности линий, динамики движений, жаркой экспрессии, знойного колорита. Навеянный африканским искусством пластический символ теперь живет в самых знаменитых работах европейских художников-кубистов, экспрессионистов — так зародился авангард, в годы поиска новых художественных идеалов и выразительных средств изображения.
Список литературы:
1. Громыко, А.А. Маски и скульптура Тропической Африки / А.А. Громыко. – М.: Искусство, 1984-1985.–352 с.
2. Мириманов, В.Б. Африка: встречи цивилизаций / В.Б. Мириманов. - М.: Мысль, 1970. - 428 с.