Одной из форм научной систематизации является каталогизация. По мнению А.М. Кантора, каталог может рассматриваться как «один из важнейших видов научной работы музеев и выставочных организаций» [2, с. 54]. Существует большое разнообразие форм и типов каталогов, обусловленное спецификой их содержания, характером, включенных в них источников, а также задачами, которые ставят перед собой их составители.
Вопросы научной каталогизации произведений искусства активно обсуждались в 1960-1980-е годы, в первую очередь, в среде музейных работников, например, в 1988 году был опубликован сборник научных статей, сотрудников Государственного Эрмитажа «Проблемы каталогизации произведений искусства в художественном музее» [5]. В эти же годы к разработке принципов научного каталога обращались такие исследователи как В.Н. Лазарев [4], В. Круглов [3] и другие. В публикациях начала XXI века обобщаются взгляды предшествующих исследователей на классификацию каталогов и принципы научного каталога, например публикации научного сотрудника Кирилло-Белозерского музея Е.Г. Щуриной [7] и других.
Первый отечественный опыт создания научного каталога художественного собрания был осуществлен И.Э. Грабарем в 1917 году – «Каталог художественных произведений Городской галереи Павла и Сергея Третьяковых».
Главным образом, в соответствии с принципами научного каталога составляются каталоги художественных коллекций, в то же время эти принципы применяются при составлении каталогов временных художественных выставок. Например, в 1979 году был издан аннотированный научный каталог выставки «Русское искусство XIX века», автором и составителем которого является доктор искусствоведения Т.М. Степанская. Указанная выставка представляла произведения из собрания Алтайского краевого музея изобразительных и прикладных искусств. Структура каталога включает вступительную статью, каталог произведений, репродукции. В обширной вступительной статье, раскрывается замысел, структура и содержание экспозиции, особенности развития отечественного искусства XIX в., а также понятие «россика», Т.М. Степанская отмечает, что «для выставки «Русское искусство XIX века» были отобраны наиболее значительные в историко-художественном отношении экспонаты» [6; с.3]. Каталог произведений структурирован в соответствии с разделами экспозиции: «Русская живопись XIX в.», «Россика», «Графика»; материал внутри разделов расположен в алфавите фамилий авторов. Каталог содержит аннотации к каждому автору, каталожное описание включает название произведения, год его создания, материал и технику исполнения, размеры, воспроизведение подписей и надписей, историю бытования и инвентарный номер. В некоторых случаях каталожные описания дополнены указаниями на издания, в которых воспроизводится данное произведение, а также сведениями об истории их создания.
Следующий пример – каталог «Жак Калло. Великие мастера гравюры» (2008г.). Данный каталог был подготовлен к выставке произведений Ж. Калло из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, организованной в Новосибирском государственном художественном музее, автором каталога и вступительной статьи является Н.О. Веденеева, научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина. Структура каталога включает вступительную статью, иллюстрации, каталог произведений. Обширная вступительная статья, посвящена обзору творчества великого французского гравера. В подписях к иллюстрациям указаны название произведения на русском и французском языках, техника его создания, размеры, а также ссылка на порядковый номер в каталоге. Каталог произведений построен по хронологическому принципу, каталожное описание включает название произведения на русском и французском языках, технику исполнения, размеры листа, а также размер оттиска доски, сведения о водяных знаках, если таковые имеются, указание инвентарного номера и истории бытования. Кроме того, «В описаниях отдельных листов даются ссылки на справочники (L., M. – каталоги Льера и Мома <…>); вслед за ними римскими цифрами указывается состояние гравюры, с которой сделан оттиск (например, «II/III» - второе состояние из трех). Каждая серия сопровождается аннотацией, раскрывающей структуру серии, её тематику, сюжеты, входящих в неё произведений, особенности их композиционного построения, вопросы, касающиеся датировки серии, истории её создания, авторства. Аннотации приводятся и к отдельным гравюрам, не входящим в серии, здесь содержится информация относительно сюжета гравюры, особенностей её композиционного построения, истории создания. «Описания самостоятельных композиций и серий гравюр сопровождены также ссылками на исследовательскую литературу». [1; с.42]
Таким образом, общая структура научного каталога художественной выставки повторяет классическую структуру, включающую вступительную статью, собственно каталог произведений, репродукции. Специфика научного каталога заключается в принципах структурирования каталога произведений: более простой хронологический или же тематический; а также в структуре каталожного описания, включающего дополнительные сведения научного характера: воспроизведение надписей и подписей, историю бытования произведения, местонахождение, библиографию, вопросы, касающиеся атрибуции и истории создания произведения, его сохранность.
Список литературы: