Спорт как социальное явление




Татаренцев Вячеслав Леонидович

старший преподаватель кафедры физического воспитания Санкт- Петербургского института кино и телевидения

Аннотация: В данной статье рассматривается особенность и значение спорта для подготовки людей к трудовой, профессиональной деятельности, для обеспечения им возможности полноценного участия в различных сферах общественной жизни, а также его воспитательную ценность.

Ключевые слова: спорт, культура, явления, ценности.




Библиографическое описание: 


Проблема культурной ценности спорта, а также других тесно связанных с ним явлений, их места в современной культуре служила и до сих пор является предметом острых споров и дискуссий среди ученых - философов, социологов, культурологов, педагогов, психологов и т.д. Данной проблеме посвящены многочисленные статьи, брошюры, книги, индивидуальные и коллективные монографии и т.д.

Основатель современного олимпийского движения Пьер де Кубертен полагал, что спорт - важное средство сохранения и укрепления здоровья людей, что он способен «формировать характер и укреплять нравственную силу», что «широкое развитие спорта и спортивных контактов вдохнут в человечество “дух свободы, мирного соревнования и физического совершенства”, будут способствовать утверждению мирных отношений между государствами, укреплению дружбы и взаимопонимания между народами, их культурному сотрудничеству, прекращению споров, разногласий и недоразумений, преодолению националистических предрассудков, помогут улучшить политические отношения между народами, принадлежащими к разным культурам».

Спорт имеет позитивную оценку с точки зрения гуманистических идеалов и ценностей. Необходимо отметить его важную роль в сохранении и укреплении здоровья людей, их физическом совершенствовании, формировании личности, пробуждении в людях активности, стремления к развитию различных способностей, талантов и умений, приобретению новых знаний и более глубокому самовыражению, в установлении контактов и мирных отношений между различными странами и т.д. Поэтому спорту отводится значимая роль в системе ценностей культуры, по крайней мере, европейской. Известно, что с XIX-ro столетия отмечается все ускоряющаяся дифференциация спорта «как относительно самостоятельного образца культуры». Это закреплено и во многих официальных документах. Так, например, в «Манифесте о спорте», подготовленном Международным Советом физического воспитания и спорта (СИЕПС) в сотрудничестве с ЮНЕСКО, отмечается, что «спорт все более прочно утверждается как существенный элемент культуры», который «воздействует на сферу этики, на образ жизни, на моральное поведение», «вносит новый вклад в самопознание человека» и т.д.

Наряду с позитивными оценками спорта как социокультурного явления, существует и его негативная оценка. Он рассматривается как проявление «упадка в культуре». Это объясняется тем, что в основе спорта лежит соревнование, а всякая соревновательная ситуация оценивается психологами как крайне негативная для личности и социальных отношений. Они считают, что эти ситуации наносят вред сотрудничеству, содействуют разрушению личности и социальных отношений, формируют порочное разделение людей на победителей и проигравших. Указывают и на то, что соревнования приводят к развитию многих негативных качеств личности, таких как эгоизм, агрессивность, зависть и др.

В зависимости от конкретной ситуации, конкретных исторических условий, под воздействием различных факторов меняется содержание, характер, направленность, значимость спорта, на первый план выходят его культурные гуманистические ценности или преобладающими становятся антигуманные явления, культурный потенциал используется в большей или меньшей степени.

Для правильной оценки спорта как социокультурного феномена нужно четко различать его культурный гуманистический потенциал и то, насколько этот потенциал практически реализуется, а также те связанные со спортом ценности, которые лишь провозглашаются (декларируются), т.е. декларативные ценности, и те ценности, на которые действительно ориентируются люди в своем реальном поведении, реальные ценности. Признавая зависимость спорта от социально-культурной системы и от таких важных элементов этой системы, как экономика, политика, искусство и др., не следует полагать, будто он лишь копирует, пассивно отображает и развивает ценности этой системы и ее элементов. Во-первых, спорт сам оказывает значительное влияние на другие социально - культурные явления, в том числе на экономику, политику, искусство, язык и т.д. Во-вторых, спорт воспроизводит, содействует развитию не любых ценностей, а лишь тех, которые соответствуют его возможностям, его потенциалу. Наконец, в-третьих, спорт, как будет показано ниже, способен формировать и свою собственную субкультуру, такие ценности, которые отличаются от общепринятых, от ценностей других элементов социально - культурной системы.

Когда речь идет о спорте и его месте в системе явлений культуры, чаще всего выделяют три объекта:

  • двигательную деятельность, используемую для решения определенных социальных задач (физического совершенствования человека, укрепления его здоровья, организации отдыха и т.д.);
  • соревнования (а также подготовку к ним, систему связанных с ними социальных отношений, институтов и т.д.);
  • процесс «социализации», «окультуривания» тела человека, его телесности, физического состояния.

Полноценный и эффективный понятийный анализ спорта и его места в системе явлений культуры возможен лишь в рамках теории, в которой дается системная характеристика двигательной активности, соревнований и человеческой телесности. Социализация и «окультуривание» органического тела человека, его физических качеств и способностей происходит, прежде всего, за счет того, что возникает особая социальная деятельность, направленная на их социально-культурную модификацию.

Реальная практика активных занятий спортом, а также исследования, проведенные в последние годы философами, социологами, культурологами, педагогами и другими учеными выявили огромный социально-культурный, гуманистический потенциал спорта. Целая группа гуманистических культурных ценностей спорта связана с возможностью эффективного использования его для сохранения и укрепления здоровья людей, а также для их физического совершенствования. Это обусловливает значение спорта для подготовки людей к трудовой, профессиональной деятельности, для обеспечения им возможности полноценного участия в различных сферах общественной жизни, а также его воспитательную ценность. Еще одна социокультурная ценность спорта состоит в том, что он «выступает как школа “fair play”» (переводится как «честная или справедливая игра») используется для обозначения набора этических, духовно-нравственных принципов, на которые должны ориентироваться спортсмены, тренеры, болельщики и другие лица, связанные со спортом.

Характеризуя культурный потенциал спорта, нельзя не отметить его интегративную функцию. Всякая социальная система под воздействием различных факторов претерпевает процессы социальной интеграции и дезинтеграции, в ходе которых одни социальные связи, обусловливающие ее функционирование, ослабевают, теряют свое значение, распадаются и исчезают, а другие - более соответствующие новым условиям общественной жизни, напротив, возникают, приобретают силу и закрепляются.

Спорт создал и новую культурную, в том числе художественную, среду, ибо спортивные сооружения - стадионы, дворцы спорта, манежи, площадки, треки, бассейны и т.п. - не только стали важными объектами архитектуры, но и оказали существенное влияние на всю организацию и планировку поселений. Большие надежды возлагались на спорт и в плане нравственного совершенствования общества.

Проделанный выше анализ показывает, что со спортом как социокультурным явлением связана определенная сфера культуры, которую можно обозначить термином «спортивная культура». Фундамент этой сферы культуры - отношение социального субъекта (личности, социальной группы, общества в целом) к спорту как ценности и связанное с таким отношением производство, потребление, сохранение, тиражирование и развитие данной ценности.

 

Список литературы:

1. Столяров, В. И. Физическая культура и спорт как элементы культуры // Культурная среда и ее освоение. - М., 1998. - С. 126-142.

2.Стародубцев, М.П. Выявление роли преподавателя в формировании у студентов мотивации к занятиям физической культурой и спортом.VI международная научно-практическая конференция: «Психология и педагогика в XXI веке. Очерки научного развития» 2014 г. Новосибирск.

3.Стародубцев, М.П. Развитие мотивации преподавателей физической культуры к совершенствованию педагогической деятельности.VII международная научно-практическая конференция: «Психология и педагогика в XXI веке. Очерки научного развития» 2014 г. Новосибирск.

4.Стародубцева, О.М. Воспитание профессионального правосознания деятельности будущего офицера внутренних войск и требования, предъявляемые к его личности. «Проблемы и перспективы развития образования в России». 2014. № 27. С. 119-124

5.Cивак, А.Н., Стародубцев М.П., Эрастов А.У. Методика проведения физической подготовки с элементами рукопашного боя для эффективных действий специальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков // актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2012. № 2. с. 261

6.Манифест о спорте (подготовленный сиепс в сотрудничестве с юнеско после консультаций с правительствами). — м., 1971.-35 с.

7.Столяров, в. И. Спорт и культура: методологический и теоретический аспекты проблемы - м., 1997.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»