Спорт – уникальный социальный институт развития, распространения и освоения культуры двигательной деятельности человечества. Общепринято связывать спорт с соперничеством, состязательностью, под которыми понимается борьба между людьми, между человеком и природными явлениями или человека с самим собой. Именно соревновательная деятельность и подготовка к ней являются основными признаками, отличающих спорт от других феноменов. Ключевым является и то, что спорт признается как средство и форма выявления признания высших психических и духовных способностей индивида и команды.
Термин «спорт» употребляется применительно к различным областям, в зависимости от того, какие цели ставят перед собой занимающиеся или кто участвует в тех или иных спортивных состязаниях и занятиях. Это детский и юношеский спорт, массовый спорт, профессиональный или коммерческий. Ныне содержание понятия «спорт» лишь отчасти соответствует первоначальному смыслу, доминирует же другое – результат. Инновационные подходы в спорте работают на результат соревнований. Спорт – это социокультурное явление, которое создало свою собственную национальную и международную структуру, специальную материальную базу, кадры по специальности, систему и принципы обучения и тренировки. Суть спорта заключается в достижении высоких результатов, разностороннем развитии спортсменов, воспитании и подготовки их к жизненной практике.
Спорт является высокоэффективным средством воспитания личностных свойств индивида, мощным фактором социализации личности и ее социальной интеграции. В сознание людей долгое время внедрялась идея, выражающаяся всем знакомым лозунгом: «От значка ГТО – к олимпийской медали!». Профессионалам известно, что в «элитный» спорт могут попасть только действительно талантливые люди, которые пожертвуют очень многим, чтобы прийти к олимпийской победе.
Что же касается здоровья спортсменов, то можно с уверенностью говорить, что современная система спортивной подготовки в большом спорте совсем не гарантирует крепкого здоровья, скорее наоборот, спортсмен работает на пределе своих резервных возможностей и приносит себя в жертву высокому спортивному результату, спортивной победе. Современная критика спорта чаще всего связывается именно с этим противоречием: спорт губителен для человека, заставляет работать на износ, приносит себя в жертву рекорду. Но вместе с тем олимпийские знания для массового спорта, это прямой путь к здоровью.
Подводя итог сказанному, можно сделать единственно верный вывод: человек–спортсмен сам принимает решение, работать на высокий результат или идти в ногу со временем и вести здоровый стиль жизни.
Список литературы:
1. Виноградов П.А., Жолдак В.И., Чеботкевич В.И. Социология физической культуры. Учебное пособие – Пенза, 1995. – 347 с.
2. Лубышева Л.И. Десять лекций по социологии физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры – М., 2000. – 151 с.
3. Сарав М.Я. Спорт в культуре XX века (становление и тенденции развития) // Теория и практика физической культуры – М., 1997. №7, С.5-12.
4. Что такое допинг? [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.medinfo.ru, свободный (дата обращения 22.11.2015).