В административном подстиле официально-делового стиля особое место занимают служебные письма, представляющие собой обобщенное название большой группы управленческих документов, которые служат средством общения с учреждениями и частными лицами, сообщения чего-нибудь, уведомления о чем-нибудь [1, с. 18; 6, с. 35].
Деловая электронная переписка требует соблюдения норм и правил письменной речи, а также формул речевого этикета. Речевой этикет связан с категорией вежливости.В словаре лингвистических терминов под редакцией Т.В. Жеребило категория вежливости определяется как «стратегия языкового поведения, заключающаяся в выражении доброжелательного отношения к человеку» [3: с. 26].
По мнению Лариной Т.В. «Вежливость - универсальная коммуникативная категория, представляющая собой сложную систему национально-специфических стратегий, направленных на гармоничное, бесконфликтное общение и соответствующих ожиданиям партнера» [2: с. 112].
Тексты электронных писем, как правило, состоят из трех частей: вступления, основной части и заключения и имеет сложную структуру.
В вводной части электронного делового письма дается постановка проблемы. Особая роль в начале письма отводится средствам начала контакта. Обычно используется стандартная формула приветствия «здравствуйте». Далее идет обращение (Здравствуйте, уважаемые коллеги!). Восклицательный знак указывает на важность сообщения. В данном случае в роли этикетной формулы используется номинативный аппелятив (определение + существительное).Деловые письма могут носить личностный характер. В этом случае в обращении указывается только имя и отчество (Ирина Юрьевна…).
В деловых электронных письмах текст обычно излагают от первого лица множественного числа (Приглашаем Вас принять участие в семинаре…). Встречается употребление и от третьего лица единственного числа (Кафедра романской филологии и методики преподавания французского языка приглашает Вас принять участие…).
В деловой переписке часто используются письма-просьбы. Просьбы могут излагаться: в первом лице единственного числа (Прошу…); в первом числе множественного числа (Просим…); в третьем лице единственного числа (Кафедра романской филологии и методики преподавания французского языка просит…); в третьем лице множественного числа (Факультет филологии и журналистики, а также кафедра романской филологии и методики преподавания французского языка просят…).
Таким образом, пoлoжительный эффект в деловой электронной переписке сoздают вежливые начало контакта и финальная часть-размыкание контакта. Фoрмулы вежливости вoздействуют на эмoциoнальную сферу адресанта и спoсoбствуют фoрмирoванию пoлoжительнoгo oбраза отправителя и получателя письма.
1. ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. – Введ. 2003-07-01. – М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 2003. – Пункт 3.20.
2. Ларина Т.В. Категория вежливости и стиль коммуникации. – М.: Рукописные памятники Древней Руси. – 2009. – 516 с.
3. Термины и понятия общей морфологии: Словарь-справочник. — Назрань: ООО "Пилигрим". Т.В. Жеребило. 2011.