+7 989 669 15 15



Сравнение систем контроля качества продукции в Российской и зарубежных экономических системах




Фазылова Недиме Недимовна*
Ергин Сергей Михайлович**

студентка *
д. э. н., доцент **
Институт экономики и управления ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» Республика Крым, Россия


Аннотация. В статье сопоставлены системы контроля качества продукции российской и ведущих зарубежных экономических систем, изложены основы системы контроля качества продукции и причины низкой результативности и эффективности систем контроля качества продукции в России, предложены принципы совершенствования контроля за качеством.

Ключевые слова: Система контроля качества, эффективность, совершенствование процессов, результативность, сертификация продукции, абсолютная ответственность производителя.




Библиографическое описание: Фазылова Н.Н., Ергин С.М. СРАВНЕНИЕ СИСТЕМ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ [Текст] // Актуальные проблемы социально-экономических исследований: сборник материалов 11-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 24 января, 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 –С.16-18


 

Проблема качества продукции и услуг в Российской Федерации не может не вызывать вполне обоснованной тревоги. На отечественном рынке практически отсутствуют товары отечественного изготовления с высоким уровнем качества, что, к сожалению, не очень важно для производителей. Рост числа российских систем контроля качества продукции составляет лишь 3,9% от их прироста в США, являющегося мировым лидером в данной области. На отечественных предприятиях 80% систем контроля качества продукции недееспособны и не приносят пользы, хотя и обеспечены сертификатами соответствия.

Цель данной статьи является изучение системы контроля качества продукции в российской и зарубежных экономических системах, анализ результативности системы контроля качества продукции в России и разработка мер по ее усовершенствованию.

Эффективнейшими системами контроля качества продукции на российских предприятиях выступают системы, основанные на международных стандартах ИСО серии 9000.

Стандарты ИСО серии 9000 разработаны техническим комитетом по результатам опыта ведущих предприятий в области создания, введения и функционирования систем качества. Это своего рода рекомендации по контролю качества, общие требования по обеспечению необходимого качества продукции и разработка элементов систем качества [2].

В области создании прогрессивных систем контроля качества продукции лидируют США и Япония. Сегодня в США практикуются идеи системного подхода к контролю качества, а обеспечение продукции высоким качеством является основной деятельностью предприятий. Большое внимание в США уделяется анализу и прогнозированию спроса на продукцию, для этого организации стремятся повысить не только научно-технические свойства качества товара, но и экономические. Производители несут ответственность за качество, что сокращает коэффициент дефектности и улучшает работу сервисного и гарантийного обслуживания.

Главными особенностями японской системы контроля качества продукции на сегодняшний день[3] являются:

− упор на контроль качества производственного процесса, а не качества готовой продукции;

− разработка мер по снижению вероятности образования брака;

− нацеливание персонала на качество, а не на кратковременный доход;

− регулярная переподготовка персонала в области контроля качеством;

−использование ведущих методов контроля качества, которые ориентируются на контроль качества производственного цикла;

− активная роль государства в разработке направлений по повышению качества и достижению конкурентоспособности продукции.

По нашему мнению, специалисты США и Японии движутся по направлению использования концепции «абсолютной ответственности производителя» за качество продукции. В данных странах разработаны более 70 законов в сфере жизнедеятельности человека как потребителя.

По показателю численности сертификатов соответствия требованиям продукции Россия занимает 14 место в мире, значительно отставая от ведущих стран мира. Данный показатель в России ниже, чем в Китае почти в 26 раз, Италии – в 6 раз, Японии – в 5 раз. Однако опережают по данному показателю Украину в 10 раз (рисунок 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Количество выданных сертификатов в ведущих странах мира[4].

 

Если не вносить изменений в систему контроля качества продукции, нашу страну ожидает перспектива оказаться «за бортом» мирового рынка. Вследствие этого, необходимо тщательно рассмотреть причины низкой конкурентоспособности российской продукции и предложить способы изменения национальной системы контроля. [4].

Анализ состояния системы контроля качества продукции в России позволил выделить следующие причины их низкой результативности[1]:

  • Øкачество продукции создается на заключительной стадии изготовления;
  • Øкачество продукции не формируется при планировании и подготовке производственного процесса, приобретении сырья и материалов;
  • Øустаревшее оборудование (износ основных фондов достигает 80%), что увеличивает влияние человеческого труда, и как следствие, невозможность обеспечения необходимого качества сложных товаров;
  • Øнедобросовестная сертификация;
  • Øгосударство не предусматривает высокой степени ответственности изготовителей за качество продукции, что дестимулирует предприятия к улучшению качества.

Вывод. Можно выделить следующие принципы улучшения системы контроля за качеством продукции в России:

– непосредственное участие и ответственность органов управления предприятием в работах по повышению качества продукции;

– своевременное точное планирование в сфере качества;

– разделение обязанностей и полномочий на каждый этап процесса, обеспечивающего выполнение плана предприятия в сфере качества;

– распределение издержек по обеспечению качества продукта;

– разработка мер по повышению качества;

– улучшение методов и средств эффективного контроля качества.

Главным критерием системы контроля за качеством продукции является предпочтения потребителей. При производстве высококачественной продукции должны применяться соответствующие средства труда. Кроме того, требуется регулярная высококвалифицированная переподготовка сотрудников в сфере контроля качества, увеличение мотивации и стимулирование персонала за достижения высокого и стабильного качества продукции.

 

Список литературы:

1.   Матюшин, В.А. Причины низкой экономической эффективности внедрения стандартов ИСО серии 9000 на российских предприятиях/ В.А. Матюшин, Н.А. Агафонова. – 2010. – С. 66-69.

2.   Международный стандарт ISO 9000: Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – Москва, 2006.

3.   Олейник, О.Н. Мировой опыт управление качеством на предприятии / О.Н. Олейник. – Луганск, 2013. – 9с.

4.   Окрепилов, В.В. Роль экономики качества в повышении эффективности социально-экономического развития / В.В. Окрепилов. – СПб., 2014. – 23с.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»