СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ ПОДРОСТКОВ




*Белова Анна Игоревна, **Карцева Лидия Валерьевна,

*аспирант, кафедра истории и социологии, Казанский государственный университет культуры и искусств; **д-р. соц. наук, профессор, кафедра истории и социологии, Казанский государственный университет культуры и искусств

В статье приведены результаты эмпирического исследования социального самочувствия восьмиклассников городской общеобразовательной школы и лицея-интерната с учётом гендерных различий и специфики семьи респондентов.

Ключевые слова: Ключевые слова: подростки,семья,социальное самочувствие.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Семейные ценности подростков являются важным предметом исследования, поскольку они формируют основу их брачного и семейного поведения через несколько лет и, в итоге, сказываются на демографическом будущем страны. С целью анализа проявления семейных ценностей в социальном бытии подростков мы провели пилотажное исследование, задача которого – выявить гендерные различия социального самочувствия подростков с учётом специфики семьи.

Опрошены 49 школьников и 44 учащихся лицея-интерната восьмых классов г. Казани в мае 2013 года. Среди школьников 33 респондента мужского пола и 16 – женского, все лицеисты – респонденты мужского пола. Распределение по возрастам близко к равномерному внутри выборок и между ними (42% школьников, 56% школьниц и 52% лицеистов – 15 лет, 58% школьников, 38% школьниц и 48% лицеистов – 14 лет, одной школьнице 13 лет). Большинство участников опроса – дети из полных семей (85% школьников, 81% школьниц и 86% лицеистов) и остальные из неполных. Среди опрошенных детей из опекунских семей не выявлено. Большинство представителей каждой группы – из семей с двумя детьми. Более подробную информацию о социально-демографических данных см. на рис. 1.

Сравним социальное самочувствие девушек и юношей, обучающихся в школе. В качестве одного из показателей социального самочувствия подростков мы рассматривали ответ на вопрос «Можешь ли ты назвать себя счастливым человеком?» Результаты опроса приведены на рис. 2. Среди учащихся школы большинство и девушек, и юношей считают себя счастливыми (69% и 67% соответственно). Четверть девушек и 15% юношей ответили на вопрос «наверное да». Не чувствуют себя счастливыми 3% юношей, а среди девушек таких не обнаружено. Не смогли определиться с ответом 15% юношей и 6% девушек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Социально-демографические данные опроса школьников и лицеистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Социальное самочувствие подростков (школьников и лицеистов). Значения 1-5 соответствуют ответам на вопрос «Можешь ли ты назвать себя счастливым человеком?» 1 – «думаю, да», 2 – «наверное, да», 3 – «не знаю», 4 – «наверное, нет», 5 – «нет». Значения 6-15 соответствуют

самооценкам оптимизма от 1 до 10

 

Вторым показателем социального самочувствия мы выбрали оптимизм. Подросткам предлагалось оценить свой оптимизм по десятибалльной шкале, где отметка 10 означает максимальный уровень. Гистограмма ответов приведена на рис. 2. Ни один респондент не выбрал оценку от одного до трёх баллов. Подавляющее большинство подростков оценивают свой оптимизм выше, чем на 5 баллов. Большинство девушек (44%) и всего 12% юношей оценили свой оптимизм как максимальный. Большинство юношей (24%) оценили свой оптимизм на 7 баллов, но ни одна девушка не выбрала такую оценку. Считают себя оптимистами на 9 баллов по 12% юношей и девушек. На 8 баллов оценивают свой оптимизм 38% девушек и 15% юношей. Оценку 5 баллов выбрали 18% юношей и 6% девушек. Из юношей по 6% оценивают свой оптимизм на 6 и 4 балла, а из девушек – ни одна.

Чтобы выяснить, какую поддержку подростки получают от окружающих, мы попросили их продолжить предложение «В тебе поддерживают уверенность в себе твои…» Результаты опроса приведены на рис. 3. И у девушек, и у юношей на первом месте родители (94% и 85% соответственно), а на втором – друзья (81% и 64% соответственно). Одинаковая доля (6%) девушек и юношей получают поддержку от прародителей. Девушки заметно больше, чем юноши, опираются на героев кино- и телефильмов (38% и 6% соответственно). Находят поддержку у литературных героев 3% юношей и ни одна девушка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Сравнительные данные о социальном самочувствии подростков (школьников и лицеистов). В верхней части рисунка приведена гистограмма ответов на вопрос «Если бы было можно, ты бы поменял(а)

свою жизнь решительно?»

 

Последним вопросом оценки социального самочувствия был «Если бы было можно, ты бы поменял(а) свою жизнь решительно?» Гистограмма ответов приведена на рис. 3. Большинство девушек поровну разделились между вариантами «да», «трудно сказать» и «нет». Чуть больше четверти юношей (27%) затруднились с ответом, 21% ответили «наверное, нет» и столько же ответили «нет». По 12% девушек ответили «наверное, нет» и «наверное, да». Ответили «да» 18% юношей, «наверное, да» – 9% юношей.

Рассмотрим, как соотносятся социальное самочувствие учащихся лицея и юношей-учащихся школы. Результаты приведены на рисунках 2 и 3. Как и школьники, большинство лицеистов считают себя счастливыми, но таких лицеистов немного меньше (61% по сравнению с 67% школьников). «Наверное, да» на вопрос «Можешь ли ты назвать себя счастливым человеком?» ответило 20% юношей из лицея, что на 5% больше учащихся школы. Не смогли определиться с ответом снова 15% школьников, а доля лицеистов с таким вариантом ответа равна 9%. Ни один из учащихся школы не ответил «наверное, нет», но 7% лицеистов выбрали этот вариант. С уверенностью не считают себя счастливыми небольшая часть юношей и из лицея, и из школы (2% и 3% соответственно).

Самая низкая оценка своего оптимизма в ответах лицеистов – 2 балла, у школьников-юношей – 4 балла (см. рис. 2). Оценки большинства учащихся школы и лицея близки между собой: на 8 баллов для 25% лицеистов и 7 баллов для 24% школьников. Немного меньшая часть юношей из лицея выбрали оценку 7 баллов. Оценили свой оптимизм на 8 баллов 15% юношей школы. Примерно равные доли в выборках школьников и лицеистов составляют те, кто считает себя большими оптимистами: 9 и 10 баллов выбрали по 12% учащихся лицея и по 11% учащихся школы. Оценку 6 баллов выбрало примерно в два раза больше лицеистов (11%), чем школьников (6%). На втором месте по количеству выбравших среди представителей школы (18%) находится оценка 5 баллов, которую выбрали только 7% юношей из лицея. Оценку 4 балла выбрали 6% школьников и 4% лицеистов. Только учащиеся лицея выбрали оценки 2 и 3 балла (по 2% опрошенных).

Большинству представителей лицея (93%) и школы (85%), помогают поддерживать уверенность в себе родители (см. рис. 3). Видно, что юноши из лицея находят поддержку и в прародителях больше, чем школьные подростки (11% и 6% соответственно). Для обеих групп юношей на втором месте по поддержке находятся друзья и подруги (73% лицеистов и 64% школьников), на третьем – одноклассники (41% лицеистов и 39% школьников). Больше учащихся лицея, чем школы, опираются на классного руководителя (18% и 12% соответственно), педагогов-предметников (9% и 3% соответственно), литературных героев (14% и 3% соответственно) и киногероев (20% и 6% соответственно). Юноши-школьники находят больше поддержки, чем лицеисты, у старших школьных друзей (12% и 7% соответственно), знакомых на улице и во дворе (24% и 7% соответственно), общественных и политических деятелей (6% и 2% соответственно). Источники поддержки уверенности в себе, отсутствующие в списке, предложили 9% школьников и 7 % лицеистов.

Половина выборки лицеистов поровну распределена между ответами «трудно сказать» и «наверное, нет» на вопрос о желании изменить свою жизнь решительно (см. рис. 3). Зато твёрдо положительно ответили 23%, а отрицательно – всего 14%. Немного больше школьников предпочли твёрдо отрицательный ответ (21%) положительному (18%). Меньшинство представителей и школы, и лицея ответили «наверное, да». Значительная часть и школьников (27%), и лицеистов (25%) – те, кто затрудняется относительно решительных перемен в жизни. «Наверное, нет» ответили 21% юношей школы и 25% учащихся лицея.

Рассмотрим, как влияет состав семьи на социальное самочувствие подростков. На рис. 4 и 5 приведены данные о социальном самочувствии подростков из полных семей, на рис. 6 и 7 – из неполных семей.

Среди школьниц из полных семей счастливыми себя считают 77%, из неполных – 33%. Среди менее уверенных в этом, наблюдается обратное соотношение: 67% девушек из неполных семей и 15% из полных. Ни одна школьница из неполной семьи не затруднилась ответить на вопрос, счастлива ли она, в отличие от 8% девушек из полных семей. Независимо от типа семьи, ни одна ученица не ответила отрицательно.

На вопрос «Можешь ли ты назвать себя счастливым человеком?» положительно ответили 68% школьников-юношей из полных семей и 60% – из неполных семей. Не смогли определиться с ответом 40% юношей из неполных семей и всего 11% – из полных семей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Сравнительные данные о социальном самочувствии подростков (школьников и лицеистов) из полных семей. Значения 1-5 соответствуют ответам на вопрос «Можешь ли ты назвать себя счастливым человеком?» 1 – «думаю, да», 2 – «наверное, да», 3 – «не знаю», 4 – «наверное, нет», 5 – «нет». Значения 6-15 соответствуют оценкам оптимизма от одного до десяти.

 

Юноши из неполных семей не ответили «наверное, счастлив», «наверное, нет» (этот вариант не выбрали и юноши их полных семей) и «нет». Среди школьников из полных семей «наверное, да» ответили 18%, «нет» – 4%. Видно, что не менее 60% школьных подростков независимо от пола и состава семьи считают себя счастливыми, хотя и с разной степенью уверенности. Среди учащихся лицея наблюдается другая картина.

В отличие от школьников, ответы лицеистов на вопрос, счастливы ли они, сильно меняется с составом семьи. В сумме 87% юношей из полных семей ответили положительно, тогда как среди их сверстников из неполных семей всего 50% ответили положительно, а остальные 50% – либо «не знаю» (17%), либо «наверное, нет» (33%). «Нет» и «наверное, да» не ответил ни один лицеист из неполной семьи, но ответили соответственно 3% и 24% – из полной. Малая доля юношей из полных семей, обучающихся в лицее, ответили «наверное, нет» (3%) и «не знаю» (8%) по сравнению с их сверстниками из неполных семей.

Оптимизм как показатель социального самочувствия тоже меняется с составом семьи. Среди школьниц максимальным оптимизмом обладают 46% девушек из полных семей и 33% – из неполных. По 33% школьниц из неполных семей оценили свой оптимизм на 9 и 8 баллов. Столько же баллов выбрали соответственно 8% и 38% девушек из полных семей. Только 8% школьниц из полных семей оценили свой оптимизм на 5 баллов. Другие оценки выбраны не были. Среди девушек из полной семьи минимальная оценка оптимизма равна 5 баллам, из неполной семьи – 8 баллам. Видно, что более 90% девушек высоко оценивают свой оптимизм независимо от состава семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5. Сравнительные данные о социальном самочувствии подростков (школьников и лицеистов) из полных семей. В верхней части рисунка приведена гистограмма ответов на вопрос «Если бы было можно, ты бы поменял(а) свою жизнь решительно?»

 

В сумме, 80% юношей-школьников из неполных семей и 68% из полных семей оценивают свой оптимизм выше, чем на 5 баллов. Независимо от состава семьи, минимальная оценка оптимизма данными юношами равна 4 баллам. По 11% юношей из полных семей, обучающихся в школе, оценивают свой оптимизм на 10 и 9 баллов. Больше соответствующая доля юношей из неполных семей – по 20%. Оценки 8, 6 и 5 баллов выбрали только школьники из полных семей (18%, 7% и 21% соответственно). Оценку 7 баллов выбрали 40% юношей из неполных семей и 21% из полных.

Среди лицеистов из полных семей и 82% оценивают свой оптимизм выше, чем на 5 баллов, из неполных – 83%. Минимальная оценка оптимизма юношами из полных семей равна 2 баллам, из неполных – 4 баллам. Оценили свой оптимизм как максимальный 13% лицеистов из полных семей и ни один из неполной семьи. Оценки 8 и 9 баллов выбрали по 33% юношей из неполных семей, а из полных семей – 24% и 8% соответственно. Оценку 7 баллов выбрали 24% лицеистов из полных семей и 17% – из неполных семей. Оценки 5 и 6 выбрали 8% и 13% юношей из полных семей и ни один из неполной семьи. Минимальную оценку среди лицеистов из неполных семей – 4 балла – выбрали 17% юношей из неполных и 3% – из полных семей. По 3% учащихся лицея из полных семей низко оценили свой оптимизм – на 2 и 3 балла.

Посмотрим, кто помогает поддерживать уверенность в себе подросткам из полных и неполных семей. Среди школьниц, воспитывающихся в полной семье, 92% чувствуют, что их поддерживают родители, в неполной семье – 100%. На втором месте у девушек из полных семей находятся друзья и подруги (85%). У учениц из неполных семей второе место разделено между друзьями и киногероями (по 67%). Школьницы из полных семей ставят героев кино- и телефильмов на третье место (31%). У девушек из неполных семей третье место разделено между педагогами-предметниками и знакомыми на улице и во дворе (по 33%). Больше никаких вариантов ученицы, воспитывающиеся в неполных семьях, не выбрали. По 8% школьниц из полных семей выбрали остальные варианты (кроме литературных героев, на которых не опирается ни одна девушка из опрошенных).

Из юношей, обучающихся в школе и живущих в полной семье, 82% считают, что родители помогают им поддерживать уверенность в себе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6. Сравнительные данные о социальном самочувствии подростков (школьников и лицеистов) из неполных семей. Значения 1-5 соответствуют ответам на вопрос «Можешь ли ты назвать себя счастливым человеком?» 1 – «думаю, да», 2 – «наверное, да», 3 – «не знаю», 4 – «наверное, нет», 5 – «нет». Значения 6-15 соответствуют оценкам оптимизма от одного до десяти.

 

Школьников из неполных семей, считающих, что им помогают родители, 100%. На втором и третьем месте у учеников из обоих типов семей находятся друзья и одноклассники соответственно, причем процентные показатели близки (64% и 39% у юношей из полных семей, 60% и 40% – из неполных). Как и девушки, юноши из неполных семей не опираются на прародителей или классного руководителя. По 20% школьников из неполных семей находят поддержку уверенности в себе у педагогов-предметников, старших школьных друзей, литературных героев, героев фильмов, общественных и политических деятелей. На четвёртом месте у юношей из полных семей находятся знакомые на улице и во дворе (25%), на пятом – классный руководитель (14%), на шестом – старшие школьные друзья и варианты ответа, отсутствующие в списке (по 11%), на седьмом – прародители (7%), на восьмом – киногерои и общественные и политические деятели (по 4%). Ни один школьник из полной семьи не находит поддержки в педагогах-предметниках и литературных героях.

В отличие от школьных подростков, меньшая доля лицеистов из неполных семей (83%), чем из полных (95%) чувствует, что родители помогают им поддерживать уверенность в себе. На прародителей опираются 13% учащихся лицея из полных семей. Сходство с учащимися школы наблюдается в отсутствии поддержки со стороны прародителей у юношей из неполных семей. На втором и третьем месте у лицеистов из обоих типов семей находятся друзья и одноклассники соответственно, хотя процентные показатели выше у юношей из неполных семей (83% и 67%), чем у юношей из полных семей (71% и 37%). Половина лицеистов из неполных семей и только 8% из полных семей находят поддержку в литературных героях. По 33% лицеистов из неполных семей опираются на классных руководителей и героев кино- и телефильмов. Учащиеся лицея из неполных семей, в отличие от их школьных ровесников с аналогичным типом семьи, предложили свой вариант ответа (17%). У лицеистов из полных семей на четвертом месте находятся герои кино- и телефильмов (18%), на пятом, как и у юношей-школьников, классный руководитель (16%), на шестом – прародители (13%), на седьмом – педагоги-предметники (11%), на восьмом – старшие школьные друзья, знакомые на улице и во дворе и литературные герои (по 8%). На общественных и политических деятелей опираются 3%, и свой вариант ответа предложили 5% юношей из полных семей.

На вопрос «Если бы было можно, ты бы поменял(а) свою жизнь решительно?» в сумме положительно ответили 46% школьниц из полных семей, а среди девушек из неполных семей таких не выявлено. Отрицательно ответили 30% школьниц из полных семей и 67% девушек из неполных семей. «Трудно сказать» ответили 23% учениц из полных семей и 33% – из неполных семей. Все 67% девушек из неполных семей, ответивших отрицательно, твёрдо ответили «нет». Среди школьниц из полных семей по 15% ответили «нет» и «наверное, нет». В два раза больше девушек из полных семей ответили «да» (31%), чем «наверное, да» (15%). Похоже, что школьницы из неполных семей больше удовлетворены своей жизнью, хотя надо помнить, что выборка девушек из неполных семей – всего три человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7. Социальное самочувствие подростков (школьников и лицеистов) из неполных семей. В верхней части рисунка данные ответов на вопрос «Если бы было можно, ты бы поменял(а) свою жизнь решительно?»

 

Среди юношей, обучающихся в школе и воспитывающихся в полных семьях, 28% ответили положительно на упомянутый вопрос, в неполных семьях – 20%. Отрицательно ответили 43% юношей из полных семей и 40% – из неполных. В обоих типах семей большинство учащихся школы не хотели бы менять свою жизнь. Затруднились с ответом четверть школьников из полных семей и 40% – из неполных. Все 40% юношей из неполных семей, ответивших отрицательно, ответили «наверное, нет». Ответили «наверное, да» 20% юношей из таких же семей. Школьники из полных семей, ответившие положительно, в три раза чаще ответили «да» (21%), чем «наверное, да» (7%). Четверть юношей с этим типом семей ответили «нет» и 18% – «наверное, нет».

В сумме положительно ответили 34% лицеистов из полных семей и 33% – из неполных. Отрицательно ответили 37% учащихся лицея из полных семей и 50% – из неполных. Видно, что доли лицеистов из обоих типов семьи, желающих изменить свою жизнь, примерно одинаковы. Доля удовлетворённых своей жизнью выше среди юношей из неполных семей, чем из полных. Не смогли определиться с ответом примерно четверть лицеистов из полных семей (26%) и 17% – из неполных. Все 33% юношей из неполных семей, ответивших положительно, твёрдо ответили «да». Среди учащихся лицея из полных семей 13% ответили «да» и 21% – «наверное, да». Среди лицеистов из полных семей 13% ответили «нет» и 24% – «наверное, нет». Такие ответы дали соответственно 17% и 33% их сверстников из неполных семей.

Рассмотрим, как количество детей в семье, в которой воспитываются подростки, влияет на социальное самочувствие последних. Сравнительные данные о социальном самочувствии подростков (школьников и лицеистов) из семей с одним ребёнком приведены на рис. 8 и 12, с двумя детьми – на рис. 9 и 13, с тремя детьми – на рис. 10 и 14, с четырьмя и более (из многодетных семей) – на рис. 11 и 15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 8. Социальное самочувствие подростков (школьников и лицеистов) из семей с одним ребёнком. Значения 1-5 соответствуют ответам на вопрос «Можешь ли ты назвать себя счастливым человеком?» 1 – «думаю, да», 2 – «наверное, да», 3 – «не знаю», 4 – «наверное, нет», 5 – «нет». Значения 6-15 соответствуют оценкам оптимизма от 1 до 10

 

На вопрос «Можешь ли ты назвать себя счастливым человеком?», как уже было сказано, отрицательно не ответила ни одна школьница (см. рис. 8-11). «Не знаю» ответили только девушки из семей с тремя детьми (25% из них). «Наверное, да» ответили 20% школьниц из семей с одним ребёнком, 33% из семей с двумя детьми, 25% – с тремя детьми и ни одна из многодетной семьи. «Думаю, да» ответили 80% школьниц из семей с одним ребёнком, 67% из семей с двумя детьми, 50% – с тремя детьми и 100% – из многодетной семьи. Похоже, что счастливее всех девушки, которые являются единственными детьми.

Среди юношей-школьников не могут назвать себя счастливыми только дети из многодетных семей (25% из них ответили «нет»). «Не знаю» ответили только 18% школьников из семей с двумя детьми и 25% – с тремя детьми. «Наверное, да» ответили 100% юношей из семей с одним ребёнком, 14% из семей с двумя детьми и ни один из семьи с тремя или более детьми. «Думаю, да» не ответил ни один школьник из однодетной семьи, но ответили 68% юношей из двухдетных семей, 100% – из семей с тремя детьми и 50% – из многодетных семей. Похоже, что чувствуют себя счастливее всех юноши из трёхдетных семей, а их ровесники из однодетных семей менее в этом уверены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 9. Социальное самочувствие подростков (школьников и лицеистов) из семей с двумя детьми. Значения 1-5 соответствуют ответам на вопрос «Можешь ли ты назвать себя счастливым человеком?» 1 – «думаю, да», 2 – «наверное, да», 3 – «не знаю», 4 – «наверное, нет», 5 – «нет». Значения 6-15 соответствуют оценкам оптимизма от 1 до 10

 

Не считают себя счастливыми 11% лицеистов из однодетных семей, ответившие твёрдо отрицательно, 7% – из семей с двумя детьми и 20% – с тремя детьми, ответившие с меньшей степенью уверенности, и ни один из многодетной семьи. Не смогли определиться с ответом 22% лицеистов из семей с одним ребёнком и 7% – из семей с двумя детьми. Положительно, но не уверенно, ответили 22% лицеистов из однодетных семей, 11% – из двухдетных семей, 60% из трёхдетных и 50% из многодетных семей. Твёрдо положительно ответили 44% лицеистов из однодетных семей, 75% из двухдетных семей, 20% из трёхдетных и 50% из многодетных семей. Похоже, что чувствуют себя счастливее других учащиеся лицея из двухдетных семей.

Рассмотрим, насколько оптимистичны подростки в зависимости от количества детей в семье (см. рис. 8-11). Почти все школьницы оценивают свой оптимизм не ниже, чем на 8 баллов, кроме 25% девушек из трёхдетных семей, которые выбрали 5 баллов. Оценку 10 баллов выбрали 40% учениц из семьи с одним ребёнком, 33% – с двумя детьми и 75% – с тремя детьми. Оценку 9 баллов выбрали 20% учениц из семей с одним ребёнком и 100% – из многодетной семьи. Оценку 8 баллов выбрали 40% учениц из семьи с одним ребёнком и 67% – с двумя детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 10. Социальное самочувствие подростков (школьников и лицеистов) из семей с тремя детьми. Значения 1-5 соответствуют ответам на вопрос «Можешь ли ты назвать себя счастливым человеком?» 1 – «думаю, да», 2 – «наверное, да», 3 – «не знаю», 4 – «наверное, нет», 5 – «нет». Значения 6-15 соответствуют оценкам оптимизма от 1 до 10

 

Среди юношей, учащихся в школе, оценивают свой оптимизм выше, чем на 5 баллов 100% из однодетных семей, 68% – из двухдетных, 80% – из трёхдетных, 50% – из многодетных семей. Минимальная оценка своему оптимизму равна 4 баллам среди юношей из семей с двумя детьми (5%) и из многодетных семей (25%), 5 баллам среди школьников из семей с тремя детьми (20%) и 7 баллам среди учеников из семьи с одним ребёнком (70%). Максимальным свой оптимизм считают 9% юношей из двухдетных семей и 40% – из трёхдетных. На 9 баллов свой оптимизм оценили 50% юношей из однодетных семей и 14% – из двухдетных семей. На 8 баллов свой оптимизм оценили 9% юношей из двухдетных семей, 40% – из трёхдетных и 25% – из многодетных. На 7 баллов свой оптимизм оценили 50% юношей из однодетных семей, 27% – из двухдетных и 25% – из многодетных. На 6 баллов свой оптимизм оценили 9% школьников из двухдетных семей. На 5 баллов свой оптимизм оценили 23% юношей из двухдетных семей и 20% – из трёхдетных. Наименее оптимистичными выглядят юноши-школьники из многодетных семей, наиболее оптимистичными – из семей с тремя детьми.

Среди лицеистов, оценивших свой оптимизм выше, чем на 5 баллов, 77% – из однодетных семей, 82% – из двухдетных, 80% – из трёхдетных, 100% – из многодетных. Минимальные оценки лицеистов: 2 балла – из однодетных семей (11%), 3 балла – из двухдетных (4%), 5 баллов – из трёхдетных (20%) и 6 баллов – из многодетных (50%). Интересно, что оценка оптимизма юношами из многодетных семей не превышает 7 баллов. Как максимальный свой оптимизм оценили 22% лицеистов из семей с одним ребёнком и 11% – с двумя детьми. На 9 баллов свой оптимизм оценили по 11% юношей из однодетных и двухдетных семей и 20% – из трёхдетных. На 8 баллов свой оптимизм оценили 22% лицеистов из однодетных семей и 32% – из двухдетных семей. На 7 баллов свой оптимизм оценили 11% юношей из однодетных семей, 21% – из двухдетных семей, 40% – из трёхдетных и 50% – из многодетных семей. Оценили свой оптимизм на 6 баллов 11% лицеистов из однодетных семей, 7% – из двухдетных семей, 20% – из трёхдетных и 50% – из многодетных семей. На 5 баллов свой оптимизм оценили 7% лицеистов из семей с двумя и 20% – тремя детьми. Итак, наиболее оптимистичны юноши-лицеисты из семей с одним ребёнком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 11. Социальное самочувствие подростков (школьников и лицеистов) из многодетных семей. Значения 1-5 соответствуют ответам на вопрос «Можешь ли ты назвать себя счастливым человеком?» 1 – «думаю, да», 2 – «наверное, да», 3 – «не знаю», 4 – «наверное, нет», 5 – «нет». Значения 6-15 соответствуют оценкам оптимизма от 1 до 10

 

Посмотрим, кто помогает подросткам поддерживать уверенность в себе в семьях с различным количеством детей (см. рис. 12-15). Считают, что их поддерживают родители 100% девушек, являющихся единственным ребёнком в семье, по 100% их ровесниц из двухдетных и многодетных семей, а также 75% девушек из семей с тремя детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 12. Социальное самочувствие подростков (школьников и лицеистов) из семей с одним ребёнком. В верхней части рисунка – данные ответов на вопрос «Если бы было можно, ты бы поменял(а) свою жизнь решительно?»

 

Распределение агентов поддержки по важности примерно одно и то же среди девушек с разным типом семей. На друзей опираются 80% школьниц из однодетных семей, 100% – из двухдетных, 75% – из трёхдетных и 100% – из многодетных семей. Поддержку в героях кино- и телефильмов находят 40% девушек из однодетных семей, 17% – из двухдетных и 75% – из трёхдетных семей. На педагогов-предметников опираются 20% школьниц из семей с одним ребёнком и 25% – с тремя детьми. На прародителей опирается только одна опрошенная, что соответствует 17% девушек из двухдетных семей. Интересно, что уверенность в себе девушки из многодетной семьи подпитывают только родители и классный руководитель, и что больше ни одна девушка из опрошенных не ищет поддержки у классного руководителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 13. Социальное самочувствие подростков (школьников и лицеистов) из семей с двумя детьми. В верхней части рисунка – данные ответов на вопрос «Если бы было можно, ты бы поменял(а) свою жизнь решительно?»

 

Таким образом, независимо от числа детей в семье большинство опрошенных находит поддержку уверенности в себе у родителей. При этом не опираются на родителей только четверть школьниц из трёхдетных семей.

Среди юношей-школьников находят поддержку у родителей по 100% опрошенных из семей с одним ребёнком, двумя и тремя детьми и 75% – из многодетных семей. На друзей опираются 100% юношей из однодетных семей, 59% – из двухдетных, 80% – из трёхдетных и 50% – из многодетных семей. У одноклассников находят поддержку 50% школьников из семей с одним ребёнком, 41% – с двумя, 40% – с тремя детьми и 25% – из многодетных семей. На знакомых на улице и во дворе опираются 50% юношей из однодетных семей, 14% – из двухдетных, 40% – из трёхдетных и 50% – из многодетных семей. У старших школьных друзей находят поддержку 50% школьников из семей с одним ребёнком, 5% – с двумя, 20% – с тремя детьми и 25% – из многодетных семей. На классного руководителя опираются 14% юношей из двухдетных и 20% – из трёхдетных семей. Как и в случае девушек, на поддержку прародителей рассчитывают только школьники из двухдетных семей (9%). Ответы, отсутствующие в списке, дали только юноши из семей с двумя детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 14. Социальное самочувствие подростков (школьников и лицеистов) из семей с тремя детьми. В верхней части рисунка – данные ответов на вопрос «Если бы было можно, ты бы поменял(а) свою жизнь решительно?»

 

Таким образом, большинство школьников (юношей и девушек) независимо от количества братьев или сестёр считают, что родители помогают им поддерживать уверенность в себе, причем из всех опрошенных не опираются на родителей только четверть школьников из многодетных семей.

Среди юношей из лицея находят поддержку у родителей 78% опрошенных из семей с одним ребёнком, 96% – с двумя детьми и 100% – с тремя детьми и из многодетных семей. В отличие от остальных групп семей, большая доля лицеистов из однодетных семей ищет поддержку у одноклассников, чем у друзей (56% и 44% соответственно). Опираются на друзей 79% юношей из двухдетных семей, 100% – из трёхдетных и 50% – из многодетных семей. У одноклассников находят поддержку 36% лицеистов из семей с двумя, 40% – с тремя детьми и 50% – из многодетных семей. Опираются на героев кинофильмов 33% лицеистов из однодетных и 21% – из двухдетных семей. У героев литературных произведений находят поддержку только юноши из двухдетных семей (21%). Опираются на классного руководителя 22% лицеистов из семьи с одним ребёнком и 21% – из семей с двумя детьми. В итоге, как и их школьные ровесники, большинство юношей-школьников независимо от количества детей в семье считают, что родители поддерживают их уверенность в себе, причем из всех опрошенных не опираются на родителей только 22% лицеистов из однодетных семей и 4% лицеистов из двухдетных семей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 15. Социальное самочувствие подростков (школьников и лицеистов) из многодетных семей. В верхней части рисунка – данные ответов на вопрос «Если бы было можно, ты бы поменял(а) свою жизнь решительно?»

 

На вопрос «Если бы было можно, ты бы поменял(а) свою жизнь решительно?» отрицательно ответили 80% школьниц из семей с одним ребёнком, 17% – с двумя детьми и 100% – из многодетной семьи. Положительно ответили 20% девушек из однодетных семей, 17% – из двухдетных и 100% – из трёхдетных семей. Затруднились ответить 67% школьниц из двухдетных семей. Как видно, для девушек стремление к переменам сильно зависит от количества детей в семье. Наиболее удовлетворены текущей ситуацией школьницы из семьи с одним ребёнком и из многодетной семьи, наименее – из семьи с тремя детьми, не определились с ответом школьницы из двухдетной семьи.

На указанный вопрос отрицательно ответили 50% школьников из семей с одним ребёнком, 36% – с двумя детьми, 80% – с тремя и 25% – из многодетной семьи. Положительно ответили 32% юношей из двухдетных семей и 50% – из многодетных семей. Затруднились ответить 50% школьников из однодетных семей, 27% – из двухдетных, 20% из трёхдетных и 25% – из многодетных семей. Наиболее удовлетворены текущей ситуацией школьники из семей с тремя детьми, наименее – из многодетных семей, затрудняются с ответом юноши из однодетных семей.

Отрицают готовность к переменам 33% лицеистов из семей с одним ребёнком, 39% – с двумя детьми, 40% – с тремя и 50% – из многодетной семьи. Положительно ответили 33% юношей из однодетных семей, 35% – из двухдетных и 40% – из трёхдетных семей. Затруднились ответить 22% лицеистов из однодетных семей, 25% – из двухдетных, 20% из трёхдетных и 50% – из многодетных семей. Наиболее удовлетворены текущей ситуацией юноши из многодетных семей.

Выводы

Большинство подростков, независимо от пола, уверены в том, что счастливы. Оптимизм у девушек в целом высокий, у юношей-школьников – средний, у юношей-лицеистов – на переходе от среднего к высокому.

Поддержку уверенности в себе, независимо от пола, подростки находят прежде всего в родителях, во вторую очередь – в друзьях. В целом по выборке, и среди школьниц, и среди школьников, и среди лицеистов наблюдается примерно равномерное распределение между желающими изменить свою жизнь, нежелающими и затруднившимися с ответом.

Установлено, что подростки из неполных семей менее уверены в том, что они счастливы, чем их ровесники из полных семей. Оценка девушками своего оптимизма остаётся высокой независимо от того, полные их семьи или нет. Оптимизм юношей, обучающихся и в школе, и в лицее, выше в неполных семьях.

Подавляющее большинство респондентов из неполных семей находят поддержку уверенности в себе у родителей. На прародителей опираются только подростки из полных семей. Второе по значимости место в оказании поддержки подросткам принадлежит друзьям и подругам. Причём, их значимость для лицеистов из неполных и школьниц из полных семей практически совпадает со значимостью родителей. На третьем месте у респондентов мужского пола одноклассники, у девушек (особенно из неполных семей) – киногерои. Лицеисты из неполных семей в значительной степени опираются на литературных персонажей по сравнению с любыми другими категориями опрошенных.

Наибольшую готовность изменить свою жизнь проявили девушки из полных семей. Среди подростков из неполных семей готовы менять свою жизнь только лицеисты. В целом по выборке, наибольший разброс по степени готовности изменить свою жизнь обнаружен у подростков из неполных семей. Учащиеся школы, воспитывающиеся в неполных семьях, и особенно девушки, меньше всех готовы к переменам.

Наиболее счастливыми себя считают школьницы из семей с одним ребёнком, школьники-юноши из трёхдетных семей и лицеисты из двухдетных семей. Школьницы обладают высоким оптимизмом, независимо от количества детей в семье. Наиболее оптимистичными выглядят юноши-школьники из семей с темя детьми и лицеисты из семей с одним ребёнком.

Во всех категориях семей большинство респондентов обоих полов считают, что родители помогают им поддерживать уверенность в себе. Меньше 100% подростков, опирающихся на родителей, находятся только среди девушек из трёхдетных семей, юношей-школьников из многодетных семей и юношей-лицеистов из однодетных и двухдетных семей. Менее всех желают перемен школьницы из семей с одним ребёнком, школьники из семей с тремя детьми и лицеисты из многодетных семей. Сильнее остальных изменить свою жизнь хотят девушки из трёхдетных семей и юноши-школьники из многодетных семей.

Полученные в данной работе предварительные выводы анализа проявления семейных ценностей в специфике социального самочувствия подростков составляют базу для совершенствования методических средств. Таким образом, проведённое нами пилотажное исследование задаёт ориентиры для более основательного изучения семейных ценностей подростков.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»