Информационные технологии расширяют возможности организации и управления учебной деятельностью, и позволяют практически реализовать огромный потенциал перспективных методических разработок, найденных в рамках традиционного обучения. Использование ИКТ позволяет сделать учащегося не только созерцателем готового учебного материала, но и участником его создания, преобразования, оперативного использования. Имеющиеся образовательные программные продукты, а также выполненные самостоятельно учителем позволяют по-новому строить уроки.
Не вызывает сомнения и эффективность новых информационных технологий обучения школьников различным учебным предметам, в том числе и физике. Существенным достоинством является то, что их применение позволяет сделать процесс обучения личностно ориентированным, ставить и решать новые, нетрадиционные образовательные задачи (формирование и развитие исследовательских, информационных, коммуникативных и других умений учащихся, развитие их мышления и способностей, формирование модельных представлений и т.д.). Появляются возможности для формирования у учащихся умения осуществлять исследовательскую деятельность, используя компьютерный модельный эксперимент, формировать у них информационные умения, представления о границах применимости модельного эксперимента.
Можно выделить некую общую структуру уроков, на которых используются новые информационные технологии для организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся. Одним из основных направлений применения информационных технологий на уроках физики является выполнение компьютерного физического лабораторного эксперимент, демонстрационного эксперимента, решение задач, компьютерное моделирование физических явлений и процессов [1:47, 2:12].
При обучении решению задач полезно использование одной из офисных программ на уроках физики - Microsoft Excel, мощного инструмента, с помощью которого можно создавать, редактировать, обрабатывать и отображать информацию в виде электронных таблиц. Построение графиков в программе Microsoft Excel дает возможность пронаблюдать взаимную зависимость характеристик изучаемого процесса при изменении других параметров этого процесса. Очень удобны электронные таблицы как средство контроля знаний учащихся. Результаты опытов, представленные в графическом виде, способствуют более детальному анализу явлений, обеспечивают лучшую наглядность, а применение электронных таблиц не только обеспечивает межпредметную связь с информатикой, но и позволяет значительно сэкономить учебное время.
Использование возможностей СУБД MS ACCESS позволяют создать таблицы физических характеристик, группируя характеристики материалов по разным признакам, по роду материала и т.п. При выполнении исследовательских задач, моделировании физических процессов полезно активное использование программы Turbo Pascal и др.
Список литературы:
1. Морозов А.Б., Морозов А.А. Виртуальный прибор - это всегда уместно //Физика в школе.-2012.-№1- С.47
2. Трусова О.Я. Использование компьютерных моделей на уроках физики //Физика в казахстанской школе. – 2009. - №4(22) - С.12