Становление и развитие института классного руководства в системе образования: отечественный опыт




Каспорская Ольга Анатольевна *
Капранова В.А.**

аспирант *
профессор, доктор педагогических наук** Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка, Республика Беларусь, г. Минск


Аннотация: В статье описано теоретическое исследование эволюции деятельности классного руководителя в отечественном опыте.

Ключевые слова: институт классного руководства, классные надзиратели, классные наставники, классные дамы, групповоды, классные руководители.




Библиографическое описание: Каспорская О.А., Капранова В.А. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА КЛАССНОГО РУКОВОДСТВА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 9-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 24 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – C.8-11


Основным структурным элементом воспитательной системы учреждения образования является класс. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на учащегося является классный руководитель.

Исследованием проблем классного руководства педагогическая наука активно занимается с середины 30-х годов. Первые исследователи проблем классного руководства уделяли особое внимание обобщению передового опыта классного руководства (групповодства) (Н.К. Гончаров, Л.Е. Раскин, СМ. Ривес, Л.М. Шапошникова и др.). В послевоенные годы исследования в основном посвящены разработке методических вопросов по проблемам формирования, воспитания и руководства ученическим коллективом классным руководителем, индивидуальной работе с учащимися и т.д. (Н.И. Болдырев, И.С. Марьенко, Л.И. Новикова и др.)

В начале ХХI века был выполнен ряд диссертационных исследований, в которых исследовались историко-педагогические аспекты института классного руководства (К.В.Демушкина и др.). Однако до настоящего времени недостаточное внимание уделялось целостному историко-педагогическому изучению и обобщению опыта деятельности классного руководителя на различных исторических этапах развития советской школы.

Нами прослежена эволюция деятельности классного руководства в отечественном опыте, выявлены факторы, обуславливающие периоды становления и развития института классного руководства: политическая ситуация в стране, нормативно-законодательная база, воспитательная практика на каждом конкретно-историческом этапе, разработанные педагогические теории воспитания [Таблица 1]. В ходе исследования были использованы следующие теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых актов и педагогической литературы, контент-анализ ключевых понятий и терминов, историко-сравнительный анализ, обобщение, систематизация, аналогия.

Считаем, что расширение теоретических представлений о деятельности классного руководителя в истории образования, будет служить основой для путей совершенствования деятельности классных руководителей в современных условиях.

 

Таблица 1.Эволюция деятельности классного руководителя

в отечественном опыте

Период отечественном опыте Дата Нормативно-правовой документ Должность Деятельность классного руководителя
ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД Ноябрь, 1804г. Устав учебных заведений. Профессиональный воспитатель Изучение личности ребёнка и воспитание в нём «добродетели и благонравия».
1813г. Постановление об организации института комнатных надзирателей при пансионах. Комнатный надзиратель Строгое разделение функций обучения и воспитания. Обязанность заключается «во всяческом направлении нравов и свойств детей и образованию истинных и полезных сынов отечества».
1828г. Устав гимназий и прогимназий. Комнатный надзиратель Закрепление сословной школы с помощью воспитательных мероприятий.
1862г. Шеститомный свод «Замечаний на проект устава общеобразовательных учебных заведений и на проект общего плана устройства народных училищ». Комнатный надзиратель Надзор за учащимися.
30 июля 1871г. Новый устав гимназий и прогимназий. Классный наставник Создание режима, который гарантировал бы отсутствие на учеников влияния из вне.
4 мая 1874г. «Правила о взысканиях». Классный наставник Надзирательские функции.
5 августа1877г. «Инструкция о взысканиях». Классный наставник Надзирательские функции.
26 июля 1884г.  Инструкции для классных наставников. Классный наставник. Дежурство по коридорам, наблюдение за поведением, регистрация опозданий, наложение взысканий на учеников, вызов родителей для проведения бесед.
26 ноября 1906 г. Циркуляр для классных наставников. Классный наставник Укрепление связи семьи и школы.
СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД  3 ноября1931г. «Инструкция групповода ФЗС и ШМК». Групповод Организация коллектива и оказание педагогической помощи органам самоуправления; работа с родителями; изучение учащихся и их домашних условий; организация учебно-воспитательного процесса в группе.
16 мая 1934г. Положение «О структуре начальной и средней школы» Классный руководитель Изучение состава учащихся, их бытовых условий, семейной обстановки и социального окружения.
1934г. Постановление «О перегрузке школьников и пионеров общественно-политическими заданиями». Классный руководитель Обязанность регулировки режима школьников, нагрузки за их домашними заданиями, с целью не допустить перегрузки учащихся учебными занятиями и общественной работой.
1939г.  Устав средней общеобразовательной школы. Классный руководитель Наблюдение за учащимися не только в школе, но и дома.
1940г.  Временное положение о работе классных руководителей неполной и средней школы.  Классный руководитель Отслеживание вредных влияний учеников из вне, надзор за учащимися.
1947г. «Положение о классном руководителе».  Классный руководитель Организация учащихся класса в дружный, целеустремлённый, работоспособный ученический коллектив.
1958г. «Закон об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии народного образования в СССР». Классный руководитель Организация активного участия школьников в общественно-полезном труде.
1980 – е г. «Устав средней общеобразовательной школы», «Правила для учащихся», приказ МНП СССР «Об улучшении работы по воспитанию сознательной дисциплины школьников», методическое письмо МП РСФСР «О работе органов народного образования, педагогических коллективов по воспитанию сознательной дисциплины учащихся». Классный руководитель Диагностические функции, учёт индивидуальных особенностей каждого учащегося.
ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД   ПЕРИОД 1992г. «Положение о классном руководителе общеобразовательной школы». Классный руководитель Организация и координация образовательного и воспитательного процесса в закреплённом за ним классе.
11 ноября2012г. Инструктивно-методическое письмо об организации классного руководства в учреждении образования. Классный руководитель Изучение качества воспитания в классе, осуществление в классе идеологической и воспитательной работы, проведение еженедельных воспитательных часов, классных часов, контроль за состоянием успеваемости, учебной дисциплины и посещаемости учебных занятий, создание условий для успешной учебной деятельности обучающихся, создание в классе здоровьесберегающего пространства, изучение особенностей семейного воспитания, оказание педагогической поддержки органам ученического самоуправления, развитие традиций учреждения образования, содействие вторичной занятости обучающихся, формирование сплочённого классного коллектива, организация питания и медицинского обслуживания обучающихся, соблюдение установленных требований по охране труда, создание безопасных условий для здоровья и жизни обучающихся.

 

Список литературы:
1.  Болдырев Н.И. Военное воспитание и школа: статья // Советская педагогика, № 2-3, 1943.
2.  В помощь педагогу-экспериментатору по теме «Система работы освобождённого классного руководителя (классного воспитателя): методические материалы». Вып.1 // Под ред. Газман О.С. – Москва, 1991. - С.60
3.  В.П. Гарленка. Класны кіраўнік: асновы выхаваўчага ўмельства. - Мінск: Інвеста, 1995 – С. 159.
4.  Газман О.С. Потери и обретения в воспитании после 10 лет перестройки: статья // География в школе. – 1997, №4. – С.48
5.  Сборник постановлений и распоряжений по гимназиям и прогимназиям. – СПб, 1856.
6.  Шапошникова Л.М. Из опыта работы классного руководителя // Советская педагогика, 1938, № 8.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»