Становление инклюзивного образования за рубежом




Лошкарева Олеся Николаевна

ассистент, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина», Россия, г. Елец



Ключевые слова: Ключевые слова: инклюзивное образование




Библиографическое описание: Лошкарева О.Н. СТАНОВЛЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ [Текст] // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе: сборник материалов 11-й международной научно-практической конференции., 24 июля 2016 г. - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С. 7-9


Быстротечное развитие современного мира, изменение его структурных компонентов привели к переменам общественной жизни, затрагивающей систему образования, которая призвана стать основой благополучного развития каждого человека. Особой актуальностью отличается проблема совершенствования системы среднего образования, играющей важную роль в формировании личности. Решением данной проблемы призвана быть концепция инклюзивного образования, которая позволит каждому ребенку получить полноценное образование.

Инклюзия представляет собой процесс, удовлетворяющий разнообразные потребности детей за счет активного участия в обучении, культурной и общественной жизни, уменьшения числа исключенных из образовательного процесса. Инклюзия означает реформирование школы с целью удовлетворения потребностей всех детей, где каждому будут доступны физические, культурные и педагогические стороны образования.

Считается, что идея инклюзивного детей берет свое начало в 60-е годы XX века. Однако, по данным специальной педагогики, в начале XIX века была успешно апробирована проблема совместного обучения в условиях европейских стран. XIX век был ознаменован идеями И.Г. Песталоцци о необходимости и возможностях обучения всех детей, подготовки их к труду, о разностороннем развитии в соответствии с их потребностями. В результате заинтересованности педагогическими идеями Песталоцци, в европейской педагогике возникает вопрос о совместном обучении детей с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы, начинаются поиски путей реализации данной проблемы.

Основоположником разрешения данного вопроса выступает Самуэль Гейнике – основатель немецкой сурдопедагогики и организатор, а также руководитель первой немецкой школы для глухих детей [3]. Он создал специальные классы для глухих детей в структуре народной школы. Эта работа была поддержана педагогической общественностью. Благодаря такой системе обучения, глухие дети имеют возможность устанавливать контакты и общаться с окружающим миром, в котором им придется жить после окончания учебного заведения. Параллельно с этим, были созданы обучающие семинары для учителей массовой школы при институте.

В 1850 году во Франции Александр Бланше, доктор медицинских наук, отоларинголог, открыл в Парижских школах классы для глухих детей, где был произведен эксперимент, в ходе которого констатировалось, что уровень освоения программы здоровыми и глухими, слабослышащими детьми практически не различается. Также слышащие дети не отталкивали глухих.

До середины XX века в Австрии, Англии, Германии, Дании, Италии, а также в США происходило становление системы специального образования, которое базировалось на нормативно-правовых документах. Так, в штате Массачусетс по результатам реформы 1852 года был принят закон об обязательном обучении всех детей начальной школы. В 1918 году такой закон был принят во всех штатах. В Дании дети с ОВЗ в 1969 году получили право посещения массовых школ с целью включения их в привычную для жизнедеятельности среду. Также в США, Великобритании и Швеции в 1981 году были приняты законодательные акты о правах детей с ОВЗ получения бесплатного образования, а также обучаться в общеобразовательных школах. После принятия акта об образовании число обучающихся в специальных школах составило 1,7 %, количество этих учебных заведений стало снижаться.

Согласно Закону «Об общих принципах» 1989 года, во Франции дети с ОВЗ получили право на образование, независимо от социального статуса, национальности, культуры [2]. Также в некоторых школах были созданы специализированные классы для детей с отклонениями в развитии. В такие классы набор осуществлялся решением специальной комиссии с учетом желания родителей. Дети могли учиться в обычном классе по общей программе, получая во время пребывания в школе дополнительную помощь согласно отклонениям в развитии. Учебные программы изменялись только для детей со сниженным уровнем интеллекта.

В 1994 году была проведена Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, где провозгласили принцип инклюзивного образования, подразумевающий следующее: все дети поступают в общеобразовательные школы, если не имеется серьезных причин, заставляющих поступать иначе. По итогам Саламанской конференции (7-10 июня 1994 года) была принята Декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, призывающая к тому, чтобы «детей и молодых людей с особыми образовательными потребностями следует учитывать в связи с разработкой мер в области образования, принимаемых в отношении большинства детей. Именно в этой связи возникла концепция инклюзивной школы» [4].

Данные разработки отразились на уточнении терминологии и употреблению в системе образования США термина inclusion, т.е. включение. С этого периода в педагогике появился термин «инклюзивное образование», где его принцип явился основой программы «Образование для всех», принятой в ходе Всемирного форума по образованию в Дакаре в 2000 году, где 164 страны обязались обеспечить образование для всех к 2015 году [1].

Законодательство США об образовании инвалидов «Individual swith Disabilities Education Act» предусматривает финансирование специального образования в системе местных школ, использование учебных планов, дополнительной помощи в общеобразовательной школе. Родители могут выбирать специальную государственную или частную школу, где обучение будет оплачиваться государством. Такие школы были предназначены детям с тяжелыми нарушениями, или множеством проблем в развитии. Таким образом, данная система продвинула инклюзивное образование в частные школы, которые были ранее недоступны для детей с отклонениями развития.

В настоящее время в США действует Акт об образовании лиц с нарушениями, гарантирующий бесплатное обучение в системе народного образования. Закон предусматривает также получение дополнительных услуг, включающих транспорт, помощь логопеда, психолога, обследование и т.д. В 2004 году министерством образования Англии разработана программа «Каждый ребенок важен» (Every child matters), которая нацелена на профилактику и оказание помощи детям с ОВЗ. Данная программа ориентирована на разрешение к 2020 году сложившегося затруднительного положения, а также поможет каждому из детей раскрыться как личность.

Таким образом, процесс обучения в школах с инклюзией позволит каждому ребенку приобрести знания об окружающем мире. Сегодня процесс внедрения инклюзивного образования охватил практически каждый уголок земного шара. По данным мировой статистики, инклюзивное образование официально принято в 80 % стран.

 

Список литературы:

1. Движение «Образование для всех» [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций по вопросам образования науки и культуры. – Режим доступа: www.unesco.org/new/ru/education/themes/leading-the-international-agenda/education-for-all/, свободный.

2. Кананыкина, Е. С. История законодательства об образовании французской школы [Электронный ресурс] // Электронные журналы Издательства Notabene. – Режим доступа: e-notabane.ru/pp/article_1138.html

3. Wikipedia: свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гейнике,_Самуэль, свободный.

4. Wikipedia: свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Инклюзивное образование, свободный.

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»