+7 989 669 15 15



СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ




Мингинос Виктория Петровна

аспирант кафедры теории журналистики, института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета. г. Ростов-на-Дону. Россия

В статье анализируется научно-методическая литература по экономической журналистике, рассматривается взаимосвязь экономики и журналистики, дает характе-ристика имеющимся источникам, указывается причины несовершенства экономической журналистики.

Ключевые слова: Ключевые слова: Экономическая журналистика,медиаэкономика,медиапроизводство,экономический журналист.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Несмотря на то, что взаимосвязь экономики и журналистики была установлена достаточно рано, объектом исследования ученых она стала не так давно. Наиболее широко связи экономики и журналистики, рассмотрены в работах, посвященных медиаэкономике, дисциплине, которая рассматривает средства массовой информации как отдельную отрасль рыночного хозяйства, условия и элементы медиапроизводства [1]. Вопросами медиаэкономики занимались такие известные ученные, как С.М. Гуревич[2-3], Е.Л. Вартанова [1]. В связи с изменением типологической структуры СМИ, и появлением новых специализированных изданий, освещающих вопросы той или иной отрасли экономики, или же содержащих информацию, предназначенную для бизнес кругов, появляется ряд исследований, носящих прикладной характер и рассматривающих определенный вид, а не экономическую журналистику в целом.

Экономической журналистике, посвящено всего несколько работ, а именно учебно-практическое пособие Д.А. Шевчука «Экономическая журналистика» [8] и учебное пособие под редакцией Н.Н. Добрецовой «Освещение экономических тем в средствах массовой информации» [5]. Но оба издания, по сути, являются справочниками по экономике для журналистов, из которых они могут узнать, что такое бюджет, или другие показатели хозяйственной деятельности. Д.А. Шевчук дает ценные советы по поиску информации, технике юридической защиты информации и др. Характеристика экономической журналистики как явления дается лишь во введение к учебному пособия под редакцией Н.Н. Добрецовой, в котором она приводит определение экономической журналистики, характеризует ее функции и задачи. Довольно интересным является сборник статей «Право на свободу слова. Роль СМИ в экономическом развитии», в котором на примере многих стран рассматриваются механизмы и возможности влияния СМИ на процесс экономического развития, а также характеризуются положительные и отрицательные стороны функционирования средств массовой информации в условиях рыночной экономики. Авторы делают акцент на социально-политической роли публицистических текстов, дают картину явления, без теоретических обобщений. Тематическую характеристику экономической информации приводит В. Иваницкий в статье «Основные направления в проблематике российской прессы: экономика», но он ограничивается, лишь перечислением основных вопросов, которые можно встретить в периодических изданиях [4].

Ни один из перечисленных источников не дает практических советов, которые журналист мог бы использовать при написании материалов на экономические темы. Однако в определенной степени, подобные советы можно встретить в ряде статей известного ученного А.А. Тертычного «Аналитический инструментарий журналиста» [6] и «Экономический анализ в прессе» [7], а также пособии «Экономическая журналистика» [9], которое имеет целью дать знания о том, как описывать сложные экономические проблемы в современных медиа. Оно является итогом серии семинаров, проводимых Академией украинской прессы в партнерстве с Фондом Фридриха Науманна «За свободу».

Тем временем анализ, мнений исследователей и журналистов о современном состоянии экономической журналистики, позволил сделать следующие выводы. Освещение экономических вопросов носит по большей части информативной и событийный характер, и не направлено на систематическое осмысление экономических явлений в России и мире. О чем свидетельствует отсутствие публикаций, анализирующих и исследующих наиболее актуальные проблемы экономического развития нашей страны, отраслевые и структурные изменения в отечественной промышленности. Это связано с тем, что в основу публикаций кладутся пресс-релизы и сообщения, полученные из информационных агентств, а сами материалы становятся полем действия контекстной рекламы. Большинство исследователей сходится во мнении, что причиной такого положения дел является чрезмерная коммерциализация СМИ.

Однако, причина несовершенства экономической журналистики, может крыться в том, что журналистам попросту негде почерпнуть информацию о том, как стоит писать об экономике.

 

Список литературы:

  1.    Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: учеб. пособие [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/Vart/08.php (дата обращения 12.02.14)
  2.    Гуревич С.М. Газета: Вчера, сегодня, завтра: учеб. пособие. / С.М. Гуревич. - М., 2004. – 288 с.
  3.   Гуревич С.М. Экономика отечественных СМИ: учеб. пособие. / С.М. Гуревич. 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. - 288 с.
  4.   Иваницкий В. Основные направления в проблематике российской прессы: экономика[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text19/062.htm (дата обращения 2.06.2013)
  5. Освещение экономических тем в средствах массовой информации (экономическая журналистика): Учеб. пособие для вузов / Под. ред. Н.Н. Добрецовой. - Бишкек: Принтхаус, 2009. - 132 с.
  6.   Тертычный А.А. Аналитический инструментарий журналиста. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.it2b.ru/blog/arhiv/699.html (дата обращения 12.02.14)
  7.   Тертычный А.А. Экономический анализ в прессе // Журналист. 2007. №12. С. 70-71
  8. Шевчук Д.А. Экономическая журналистика: Учебно-практическое пособие. / Д.А.Шевчук. - М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008. - 568 с.
  9.   Экономическая журналистика. Пособие / В. Иванов, И. Полтавец, О. Хоменок. — Киев.: Центр Свободной Прессы, 2012. — 90 с.


 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-416
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 30 марта 2018 г.
E-416
Направления: экономика,социология
Прием материалов 29 марта 2018 г.
P-117
Направления: педагогика,психология,культурология
Прием материалов 28 марта 2018 г.