Несмотря на то, что взаимосвязь экономики и журналистики была установлена достаточно рано, объектом исследования ученых она стала не так давно. Наиболее широко связи экономики и журналистики, рассмотрены в работах, посвященных медиаэкономике, дисциплине, которая рассматривает средства массовой информации как отдельную отрасль рыночного хозяйства, условия и элементы медиапроизводства [1]. Вопросами медиаэкономики занимались такие известные ученные, как С.М. Гуревич[2-3], Е.Л. Вартанова [1]. В связи с изменением типологической структуры СМИ, и появлением новых специализированных изданий, освещающих вопросы той или иной отрасли экономики, или же содержащих информацию, предназначенную для бизнес кругов, появляется ряд исследований, носящих прикладной характер и рассматривающих определенный вид, а не экономическую журналистику в целом.
Экономической журналистике, посвящено всего несколько работ, а именно учебно-практическое пособие Д.А. Шевчука «Экономическая журналистика» [8] и учебное пособие под редакцией Н.Н. Добрецовой «Освещение экономических тем в средствах массовой информации» [5]. Но оба издания, по сути, являются справочниками по экономике для журналистов, из которых они могут узнать, что такое бюджет, или другие показатели хозяйственной деятельности. Д.А. Шевчук дает ценные советы по поиску информации, технике юридической защиты информации и др. Характеристика экономической журналистики как явления дается лишь во введение к учебному пособия под редакцией Н.Н. Добрецовой, в котором она приводит определение экономической журналистики, характеризует ее функции и задачи. Довольно интересным является сборник статей «Право на свободу слова. Роль СМИ в экономическом развитии», в котором на примере многих стран рассматриваются механизмы и возможности влияния СМИ на процесс экономического развития, а также характеризуются положительные и отрицательные стороны функционирования средств массовой информации в условиях рыночной экономики. Авторы делают акцент на социально-политической роли публицистических текстов, дают картину явления, без теоретических обобщений. Тематическую характеристику экономической информации приводит В. Иваницкий в статье «Основные направления в проблематике российской прессы: экономика», но он ограничивается, лишь перечислением основных вопросов, которые можно встретить в периодических изданиях [4].
Ни один из перечисленных источников не дает практических советов, которые журналист мог бы использовать при написании материалов на экономические темы. Однако в определенной степени, подобные советы можно встретить в ряде статей известного ученного А.А. Тертычного «Аналитический инструментарий журналиста» [6] и «Экономический анализ в прессе» [7], а также пособии «Экономическая журналистика» [9], которое имеет целью дать знания о том, как описывать сложные экономические проблемы в современных медиа. Оно является итогом серии семинаров, проводимых Академией украинской прессы в партнерстве с Фондом Фридриха Науманна «За свободу».
Тем временем анализ, мнений исследователей и журналистов о современном состоянии экономической журналистики, позволил сделать следующие выводы. Освещение экономических вопросов носит по большей части информативной и событийный характер, и не направлено на систематическое осмысление экономических явлений в России и мире. О чем свидетельствует отсутствие публикаций, анализирующих и исследующих наиболее актуальные проблемы экономического развития нашей страны, отраслевые и структурные изменения в отечественной промышленности. Это связано с тем, что в основу публикаций кладутся пресс-релизы и сообщения, полученные из информационных агентств, а сами материалы становятся полем действия контекстной рекламы. Большинство исследователей сходится во мнении, что причиной такого положения дел является чрезмерная коммерциализация СМИ.
Однако, причина несовершенства экономической журналистики, может крыться в том, что журналистам попросту негде почерпнуть информацию о том, как стоит писать об экономике.
Список литературы: