Инновационная стратегия является одним из эффективных методов достижения поставленных целей предприятия, отличающиеся от других методов внедрением инновационных технологий в производство, научно-исследовательской деятельностью, разработкой патентов, лицензий и др.
Исходя из этого, одним из главных инструментов повышения конкурентоспособности строительного предприятия является разработка инновационной стратегии. Инновационная стратегия строительного предприятия предполагает обновление строительных машин и механизмов, используемых на предприятии, повышение эффективности технологий строительства, а так же повышение конкурентного уровня и качества продукции предприятия.
Строительное предприятие должно повышать свой уровень инновационности, который выделяет его среди конкурентов, и дает предприятию рыночное преимущество. Инновационность строительного предприятия можно рассматривать на трех основных уровнях: бизнес процессы строительного предприятия, производственно-технологический комплекс строительного предприятия, маркетинговый комплекс предприятия (таблица 1).
Таким образом, предпосылками инновационной деятельности строительных предприятий могут являться внутренние и внешние факторы предприятия. Под внутренними предпосылками подразумеваются внутрифирменные проблемы, несущие не только негативный, но и позитивный характер.
Возникновение положительной внутрифирменной проблемы на строительном предприятии происходит благодаря: появлению новых идей за счет роста творческой активности служащих; появлению новых НИОКР и технологий, а также энергосберегающих и экологичных материалов; повышению уровня маржинальности и прибыльности бизнеса; аккумулирование значительных собственных средств для внедрения новых услуг и продуктов; укреплению позиций на новых географических рынках и т. д. Данные возможности необходимо использовать для того, чтобы внедрять инновации в инвестиционно-строительную деятельность предприятия. Негативная внутрифирменная проблема может возникнуть в ситуации, требующей разрешения и адаптации к изменившимся условиям рынка. Это может быть снижение доли рынка, снижение рентабельности бизнеса, отток постоянных клиентов, высокая текучесть кадров и множество других аспектов снижения конкурентоспособности строительной компании, которые, так или иначе, требуют каких-либо инновативных действий [3, с. 45].
Таблица 1.
Уровни строительного предприятия для
разработки инновационных стратегий
Уровни строительного предприятия | Направления внедрения инноваций |
|
- внедрение новых информационных технологий внутрикорпоративного управления и учета;- повышение квалификации персонала;- использование новых методов управление персоналом;- изменения организационной структуры предприятия, поглощения и слияния;- переход на новые системы управления качеством;- диверсификация сферы деятельности предприятия;- разработка инновационных продуктов и услуг. |
|
- применение энергосберегающих технологий;- применение экологически чистых материалов и экотехнологий;- модернизация производства;- обновление парка строительных машин и механизмов;- финансирование НИОКР;- разработка инновационных продуктов и услуг. |
|
- совершенствование политики продвижения компании и продуктов на рынке;- разработка инновационных продуктов и услуг строительного предприятия- выход на новые целевые рынки сбыта;- инновации в области 3P – price, place, promotion (сбытовая, ценовая и коммуникационная политика). |
Под внешними предпосылками инноваций, предполагается изменение факторов внешней среды, которые требуют адекватной реакции строительной компании, часто за счет внедрения инновационных технологий и материалов. Управление инновациями в строительстве в конечном итоге направлено на облегчение труда людей, сокращение сроков производства материалов и строительно-монтажных работ, снижение себестоимости продукции, повышение качества и экологичности строительных работ и материалов.
Список литературы:
1) Бирман Л.А., Кочурова Т.Б. Стратегия управления инновационными процессами. М.: Дело АНХ, 2010 г. – 144 с.
2) Глущенко И.И. Формирование инновационной политики и стратегии предприятия. – М.: АПК и ППРО, 2009. – 128 с
3) Хотяшева О.М. Инновационный маркетинг в малых и средних фирмах. Краткий курс для магистерской подготовки: учебное пособие. – М.: Проспект, 2010. – 240 с.