За два десятилетия рыночных преобразований и интеграции национальной экономики в мировое хозяйство был накоплен значительный опыт формирования и развития межсистемных связей между мега- корпорациями и регионами-субъектами России. Оценивая указанный опыт, необходимо учитывать, что среди мега- корпораций, обладающих статусом субъектов глобальной экономики, присутствуют как ТНК, сформировавшиеся во внешней среде («BP», «Philip Morris» и др.), так и компании, имеющие российские корни («Газпром», «Роснефть» и др.). Следует также принимать во внимание феномен региональной поляризации хозяйственного пространства, существенно влияющий на характер и результаты указанного взаимодействия. Правомерно предположить, что в пространстве современной России существует определенное многообразие способов организации связей между мега- корпорациями и регионами [1, с. 73].
Следует выделить несколько групп экономических отношений, соответствующих различным способам указанного взаимодействия. При этом исходим из экономической оценки его конечного результата применительно к региональной экономической системе - приращения ее конкурентоспособности. В данном контексте в качестве основных факторов конкурентоспособности следует отметить:
- географическое положение региона - благоприятная или неблагоприятная позиция в мировом хозяйстве, близость или удаленность от основных центров мирового и национального развития; отметим, что позиция Краснодарского края в данном отношении весьма благоприятна, поскольку регион обладает рядом активно используемых транспортных коридоров (Север–Закавказье и Малая Азия, Восток–Средиземное море и др.);
- природная ресурсная база - представительность имеющихся материальных возможностей обеспечения различных видов бизнеса, а также масштабы природной ресурсной кладовой; в данном отношении следует принимать во внимание стратегическую ориентацию национальной экономики России на добычу, первичную переработку и экспорт сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, что превращает регионы, обладающие значительными запасами соответствующих ресурсов, в потенциально богатые и интересные для развития взаимодействия с мега- корпорациями ТЭК и ряда других отраслей. Вместе с тем, такое взаимодействие обрекает региональные экономические системы на моноотраслевую структуру экономики и ослабляет устойчивость их развития;
- потенциал человеческого фактора, то есть, масштабы, состав данного фактора и уровень его развития, в особенности, в той части, которая относится к постоянному населению территории; в данном отношении в стратегическом выигрыше оказываются те региональные экономические системы, которые располагают наиболее развитым, насыщенным ключевыми компетенциями, человеческим фактором; отсюда – значимость своевременного и масштабного инвестирования развития человеческого фактора со стороны обоих взаимодействующих системных субъектов.
Первая из указанных выше групп отношений между мега- корпорацией и региональной экономической системой представляет собой отношения вовлечения ресурсов территории в экономический оборот корпорации, без формирования сложных механизмов взаимной ответственности и создания органов совместного управления результатами взаимодействия. По всей видимости, это простейший способ взаимодействия, для которого характерна выраженная асимметрия – если ресурсы предоставляются, в основном, региональной экономической системой, то результаты взаимодействия присваиваются, в основном, мега- корпорацией, обеспечивая потребности ее развития.
Вторая группа отношений заключается в столкновении мега- корпорации и региональной экономической системы в обычной конкурентной среде. Происходит конкуренция за ресурсы, человеческий фактор, элементы инфраструктуры; при этом региональная экономическая система практически сводится к корпорации.
Выделим один из аспектов такого сведения пространственной системы к коммерческой организации – редукцию конкуренции. Имеет место сведение более сложной формы пространственной конкуренции к более простой форме коммерческой конкуренции обычных участников рынка. В случае с региональной экономической системой мы имеем дело с более сложным феноменом конкурентоспособности, поскольку к величине издержек и параметрам качества конечной продукции добавляются синтетические характеристики:
- общей привлекательности территории для инвесторов и населения, что обеспечивает приток инвестиций и человеческого фактора;
- доходной обеспеченности, что обеспечивает создание инфраструктуры и наполнение потребностей материальной жизни;
- уровней развития экономической и общей культуры, что принципиально важно для создания новых видов бизнеса и развития новых институтов территории;
- уровня развития инновационной деятельности, что обеспечивает потребности модернизации и последующего инновационного развития.
Третья группа отношений заключается в разграничении функции мега- корпорации и региональной экономической системы по отношению к объектам, которые участвуют в их воспроизводственных процессах. Выделим в данном отношении объекты территориальной инфраструктуры, природные ресурсы и человеческий фактор, находящиеся на данной территории, но используемые, как региональной экономической системой, так и мега- корпорацией. По существу, речь идет о некоем кондоминиуме, создаваемом независимыми экономическими субъектами, участвующими в совместной деятельности. При этом могут быть использованы следующие режимы обеспечения интересов участников межсистемного взаимодействия:
- распределение издержек на воспроизводство используемых объектов пропорционально полученным от использования результатам с учетом общественной (стоимостной) оценки таких результатов;
- относительно равномерное распределение издержек без количественного соизмерения полученных результатов;
- создание совместных организаций, которым поручено обеспечивать воспроизводство объектов, вовлеченных в оборот мега- корпорации и региональной экономической системы [2, с. 38].
Четвертая группа отношений состоит в совместном участии мега- корпорации и региональной экономической системы в реализации инвестиционных проектов различного рода. Указанные проекты могут быть инициированы одним из участников взаимодействия или созданным ими партнерством, федеральными органами управления, третьей стороной. Важен уровень реализуемого проекта, в какой мере он обеспечивает потребности развития участвующих системных субъектов, что он дает для приращения их конкурентоспособности. При доминировании одной из сторон (например, мега- корпорации) результаты реализации проекта распределяются асимметрично, что создает основу для накопления потенциала социально-экономических конфликтов.
Инвестиционное взаимодействие обусловливает формирование потребностей в создании органов управления развитием взаимодействия мега- корпорации и региональной экономической системы, институтов, обеспечивающих согласование интересов, а также запуск более сложных способов взаимодействия указанных системных субъектов.
Пятая группа отношений состоит в осуществлении институционально-хозяйственных преобразований в региональном пространстве, инициированных либо совместно участниками данного взаимодействия, либо третьими сторонами (федеральными органами управления, международными экономическими организациями, другими региональными экономическими системами, мега- корпорациями и др.).
Шестая группа отношений заключается в последовательном развитии интеграционного взаимодействия обеих систем, что предполагает сращивание их воспроизводственных процессов, формирование общих имущественных комплексов и сложных, интегрированных отношений собственности, создание органов совместного управления; в итоге оба системных субъекта движутся в направлении создания некой интегрированной системы отношений, или мета- системы. Однако при этом глубокие различия между мега- корпорацией и региональной экономической системой не преодолеваются до конца, а сохраняются внутри складывающейся мета-системы.
Оценивая сложившиеся способы взаимодействия мега- корпорации и региональной экономической системы, необходимо принимать во внимание значимость процесса модернизации и ускорения постиндустриальных преобразований для региональной экономики современной России. Модернизация региональной экономики выдвигает особые требования к взаимодействию мега- корпорации и региональной экономической системы.
С одной стороны, модернизация на мезо-уровне актуализирована усилиями ряда крупных корпораций и сетевых организаций, поскольку их инвестиции и коммерческая деятельность существенно ускоряет эволюцию региональных экономических систем современной России. «Заход» в российские регионы крупных корпоративных и сетевых структур, концентрирующих в своих руках крупные капиталы, современный менеджмент, сетевые технологии, создает совершенно новую ситуацию в межрегиональной конкуренции, выводя ее в формат макроэкономической, глобальной [6]. Если принять данную позицию, то деятельность мега- корпораций ускоряет преобразовательные процессы на мезо- уровне; но это лишь одна сторона проблемы.
С другой стороны, деятельность многих крупных корпораций превращает региональную экономику в полностью подконтрольное корпоративному капиталу пространство; ресурсная база регионов начинает обеспечивать воспроизводственный процесс корпорации, а человеческий фактор и инфраструктура – обслуживать его. Принося с собой ценную для региона совокупность новых технологий и ключевых компетенций человеческого фактора, крупные корпорации, вместе с этим, продуцируют новые риски и масштабные угрозы территориальному развитию [5].
Мега-корпорации обладают здесь уникальными возможностями усиления негативного воздействия на развитие территории. Выделим в данном отношении следующие угрозы, формируемые ими:
- монопольная трансформация отношений внутренней среды, подавление или существенное ослабление сил конкуренции;
- нерациональное, ориентированное только на интересы мега- корпорации, а порой, и просто хищническое использование природных ресурсов территории, порождающее новые экологические проблемы;
- усугубление прежних и формирование новых социальных проблем территории, стремление использовать конфликты в своих интересах.
Результаты качественного анализа способов взаимодействия указанных системных субъектов приведены в табл. 1. Обобщение результатов анализа, приведенных в табл. 1, позволяет установить основные способы взаимодействия мега- корпорации и региональной экономической системы.
Основными способами взаимодействия мега- корпорации и региональной экономической системы являются:
А. Использование ресурсов региональной экономической системы в обороте мега- корпорации, что ведет к установлению экономического господства корпорации, снижению субъектного потенциала региональной системы и формированию модели «отраслевого региона».
Б. Конкурентное взаимодействие на рынках факторов производства, то есть, борьба за наиболее ценные элементы человеческого фактора, технологии, финансовые ресурсы, что сводит региональную экономическую систему к обычному рыночному субъекту, сужая ее возможности и уродливо трансформируя рассмотренное выше концептуальное представление. Следует отметить, что региональная экономическая система не условно, в рамках концептуального моделирования, а реально, практически сводится к обычному рыночному субъекту. Раскроем некоторые важные последствия такого сведения:
- превращение процесса «извлечения доходов» в главный процесс жизнедеятельности региональной экономической системы, то есть, финансовая трансформация ее;
- редукция или полное отчуждение от целей деятельности региональной экономической системы социальных аспектов (развития личности населения, оказания социальной поддержки тем, кто в ней нуждается и т.п.);
- возврат к остаточному финансированию объектов территориальной инфраструктуры и др.
Таблица 1
Установление способов взаимодействия мега- корпорации и региональной
экономической системы
Основные цели взаимодействия | Характер влияния на систему региона | Институциональные результаты взаимодействия | Способы взаимодействия |
Доступ мега- корпорации к элементам ресурсной базы региона | Рост неустойчивости регионального развития | Асимметрия использования ресурсов и распределения результатов | Использование ресурсов региона в обороте мега- корпорации |
Обретение конкурентного преимущества одного из системных субъектов над другим | Усиление центробежных сил во внутренней среде региона, ослабление системных связей | Коммерциализация региональной системы, сведение ее к обычному субъекту рынка | Конкурентное взаимодействие на рынках факторов производства |
Разделение деятельности, ответственности и полномочий в пространстве взаимодействия | Снижение трансакционных издержек во взаимодействии с мега- корпорацией | Упорядочивание инфраструктуры межсистемного взаимодействия | Разграничение функций по отношению к объектам совместного использования |
Расширение финансово-инвестиционной базы развития обоих системных субъектов | Ускорение экономического роста системы региона | Расширение поля контрактного взаимодействия, закрепление новых функций в составе региональной политики | Совместное участие в реализации инвестиционных проектов различного рода |
Осуществление эволюционного прорыва, выход на новые рубежи развития обоих системных субъектов | Модернизация системы региона, ускорение в ней процесса постиндустриальных преобразований | Перенос институтов из внешней среды, выращивание новых институтов во внутренней среде мега- корпорации и системы региона | Осуществление институционально-хозяйственных преобразований в региональном пространстве |
Сращивание обоих системных субъектов в систему более высокого уровня организации | Глубокая реорганизация отношений внутренней среды | Изменения в институциональном статусе субъектов взаимодействия, усиление взаимной зависимости | Интеграционное взаимодействие обеих систем |
В. Разграничение функций по отношению к объектам совместного использования, что обусловливает снижение издержек обоих субъектов межсистемного взаимодействия и создает условия для инфраструктурного обеспечения совокупности потребностей данного процесса. Выделим в данном отношении задачу формирования такой инфраструктуры взаимодействия мега- корпорации и региональной экономической системы, которая системно обеспечит потребности развития данного процесса.
Г. Совместное участие в реализации инвестиционных проектов развития инфраструктуры, человеческого фактора, технологий, организационных механизмов и др. Отметим, что в том случае, когда такие проекты разрабатываются на основе стратегических соглашений, возникают плацдармы для развития более сложного – интеграционного - способа взаимодействия [3]. Однако наличие стратегических соглашений между мега- корпорацией и региональной экономической системой не стало нормой исследуемого взаимодействия; в большинстве случаев речь идет о следующих, спонтанных сценариях взаимодействия системных субъектов формирования и реализации инвестиционных проектов.
Д. Осуществление институционально-хозяйственных преобразований в региональном пространстве, что означает фокусирование внимания на создании новых организационных механизмов, институтов, то есть, на изменении траектории и характера собственного развития. Данный, достаточно высокоразвитый способ взаимодействия предполагает более активное и глубокое взаимодействие мега- корпорации и региональной экономической системы. В то же время, он может вырасти из менее развитого способа взаимодействия – например, из обычного вовлечения ресурсов региональной экономической системы депрессивного типа в оборот мега- корпорации, когда дисфункции и разрастающиеся издержки мега- корпорации побуждают ее к поиску способов преобразования системы депрессивного типа в целях снижения издержек.
Другой сценарий осуществления институционально-хозяйственных преобразований в региональном пространстве предполагает вовлечение мега- корпорации и региональной экономической системы в глобальный инвестиционный проект, к участникам которого применяются определенные требования. В этом случае участие в проекте предполагает осуществление институционально-хозяйственных преобразований, причем, как во внутренней среде региона, так и во внутренней среде мега- корпорации. Преобразования приходят под давлением факторов внешней среды [3, с. 105].
В обоих сценариях региональная экономическая система занимает пассивную позицию, не инициируя преобразований и не привлекая для их осуществления ресурсы мега- корпорации. Активизация в данном отношении предполагает выполнение, по крайней мере, двух условий:
- расширение ресурсной базы развития региональных экономических систем – в существующих условиях концентрации практически всех ресурсов развития на федеральном уровне территории не могут планировать и осуществлять глубокие институционально-хозяйственные преобразования;
- модернизация системы региональной экономической политики России, которая - в теперешнем своем состоянии – практически исключает планирование и реализацию региональными экономическими системами указанных глубоких преобразований. Во всяком случае, они даже не предусмотрены в действующей модели региональной Стратегии социально-экономического развития, разработанной Минрегионразвития РФ.
Е. Интеграционное взаимодействие, обеспечивающее формирование ряда позитивных синергетических эффектов, что создает условия для приращения продуктивности взаимодействия и обеспечивает рост конкурентоспособности обоих системных субъектов. Данный способ следует квалифицировать, как наиболее высокоразвитый применительно к исследуемому взаимодействию. Следует исходить из того, что конечный результат интеграционного взаимодействия - сращивание указанных субъектов; при этом возникает сложная мета- система. Однако на пути такого сращивания – множество препятствий, важнейшим из которых следует назвать глубокие организационные и институциональные различия между субъектами исследуемого взаимодействия, что обусловливает высокие издержки данного процесса.
Список литературы:
1. Аношкина Е.Л. Регионосозидание: институционально-экономические основы. М.: Академический проект, 2006.
2. Керашев А.А. Функциональное содержание и принципы управления макрорегиональным хозяйственным комплексом как интеграционным образованием. Ростов–на–Дону: СКНЦ ВШ, 2005.
3. Мокрушин А.А. Взаимодействие вертикально интегрированных корпораций с региональными экономическими системами современной России: функции, формы, стратегии управления. М.: Вузовская книга, 2011.