+7 989 669 15 15



Структура социальных представлений о детях с особенностями психофизического развития




Мрочко Виктория Сергеевна

учитель
ГУО «Гимназия-колледж искусств г. Молодечно»,Беларусь, г. Молодечно


Аннотация: Данная статья посвящена феномену социальных представлений о детях с особенностями психофизического развития. В статье рассматривается структура социальных представлений в целом, а также выделяется структура социальных представлений о детях с особенностями психофизического развития.

Ключевые слова: социальные представления, дети с особенностями психофизического развития, структура социальных представлений.




Библиографическое описание: Мрочко В.С. СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДЕТЯХ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ [Тема ] //Перспективы развития научных исследований в 21 веке: сборник материалов 12-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 30 октября, 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – C.117-119


Изучая феномен социальных представлений о детях с особенностями психофизического развития, следует четко различать, кто относится к данной категории лиц.

До недавнего времени социальная политика России и Беларуси в отношении детей с особенностями психофизического развития строилась на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривалась как недуг, заболевание, патология. Такая модель, безусловно, ослабляла социальную позицию ребёнка с особенностями психофизического развития и снижала его социальную значимость. Однако проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, она больше является социальной проблемой неравных возможностей. Стремясь изменить эту негативную тенденцию, исследователи используют относительные синонимы термина «дети с особенностями психофизического развития»: «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с особыми образовательными потребностями», «дети с недугом», «особые дети» и др [2].

Дети с особенностями психофизического развития — это широкое понятие, включающее в себя медицинские, педагогические, а также психологические аспекты развития личности. Таким образом, рассматривая социальные представления о детях с особенностями психофизического развития, мы непосредственно сталкиваемся с психологической составляющей предмета исследования.

Как и любой феномен, социальные представления имеют свою структуру. Чаще в контексте структуры рассматриваются три компонента: установка, информация и поле представления. Именно такую структурную модель предлагает С. Московичи. Под информацией понимается сумма знаний об объекте представления. Поле представления — это совокупность содержательных черт, образных и смысловых свойств объекта представления. Оно характеризует организацию представления с качественной стороны. Поле представления существует там, где представлено более или менее выраженное богатство содержания, имеются образные и смысловые свойства представлений. Установка в концепции Московичи выражает общее (позитивное или негативное) отношение субъекта к объекту представления: готовность субъекта представления высказать то или иное суждение. В отличие от первых двух структурных компонентов, установка может существовать, и, как правило, существует при недостаточной информированности и нечеткости поля представления [1, с.39]. Однако это различение не очень конструктивно, поскольку "компоненты" имеют разную природу и к тому же не получили формального определения в литературе [3].

С точки зрения "структуралистского" подхода (Ж.-К. Абрик), в социальных представлениях можно выделить центральные и периферические элементы. Выделение центрального ядра основывается на гипотезе Московичи о наличии в каждом представлении ригидных, архаичных элементов – "тем". Это базовые идеи, которые направляют и ограничивают когнитивный поиск подобно схемам. Ядро является наиболее согласованной, основанной на консенсусе частью представления. Периферическая же система призвана объяснить индивидуальные различия в процессе формирования представлений. Она более изменчива, чем центральное ядро, и потому дает возможность интегрировать различные информации и практики [4, с.682].

Анализ результатов исследования Н.В. Агеевой, О.А. Соловьёвой, Ф.Э. Шереги о социальных представлениях общества о людях с инвалидностью, позволяет выделить структуру социальных представлений. Для полноты обоснования стуктуры социальных представлений была использована методика подсчета коэффициента позитивных оценок утверждений по Ж.-К. Абрику, по которой необходимо выявить ядро и периферию социального представления. Расчет коэффициента позитивных оценок (Taux categorique positif) для каждого явления из списка TCP (i) производился по следующей формуле:

 

 

где n(4) — число ответов «значительная степень» по шкалам опросника, n(5) — число ответов «очень значительная степень», N — общее число ответов.

Для выявления структуры социальных представлений, были выявлены элементы, которые принадлежат к его ядру и периферии. К ядру были отнесены те элементы, которые имеют коэффициент больше 50. Элементы, имеющие значение ниже 10, были отнесены к периферии социальных представлений. Расчет меры «центральности» элементов социальных представлений произведен на основе рекомендаций автора методики.

Таким образом, ядро социальных представлений о детях-инвалидах и об инвалидности в целом раскрывается в следующем утверждении: «дети-инвалиды — дети, имеющие хронические заболевания, физические дефекты», большинство опрошенных испытывает к ним равнодушие. Следует отметить, что респонденты различают людей с физическими нарушениями («сильные люди, способные преодолеть свой недуг и вернуться к полноценной жизни») и психическими нарушениями («слабые люди, страдающие необратимыми процессами»). В ядре социальных представлений присутствуют элементы, имеющие взаимоисключающий характер, что свидетельствует о незрелом характере социальных представлений в обществе.

К периферии относится утверждение о том, что люди с инвалидностью — люди с умственными отклонениями, не способные себя обслужить самостоятельно, «люди, к которым испытывают негативизм, жалость и сочувствие»

Как видно из исследования, социальные представления о людях с инвалидностью отличаются в зависимости от особенностей развития этой категории лиц — психических и физических. Негативные эмоции испытывают именно к людям с психическими отклонениями.

Таким образом, выделенная структура социальных представлений о детях с особенностями психофизического развития является неотъемлемым звеном в процессе формирования и изменения социальных представлений общества, рассматриваемым в аспекте возрастной динамики и динамики организации знаний у людей в повседневной коммуникации.

 

Список литературы:

1. Moscovici, S. La Psychanalyse, Son Image et Son Public. — Paris: Presses Universitaires de France, 1976. — p. 79.

2. Романов, П.В., Ярская-Смирнова, Е.Р. Политика инвалидности. Проблемы доступной среды и возможности занятости // Социологические исследования : Ежемес. научн. и обществен.-полит. журнал. — 2005. —№2. — С. 44-55 

3. Сивуха, С.В., Зубковская, О.Н. Социальные представления (социальные репрезентации) [Электронный ресурс] // Социологический словарь, 2015. — Режим доступа: http://mirslovarei.com/content_soc/socialnye-predstavlenija-socialnye-reprezentacii-10684.html. — Дата доступа: 05.09.15.

4. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003.— 1312 с.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-415
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 декабря 2017 г
P-116
Направления: педагогика,психология,культурология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.
E-415
Направления: экономика,социология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.