Субъекты инклюзивного образовательного процесса




Басова Алла Викторовна

аспирантка
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Россия, г. Саратов


Аннотация: Статья посвящена исследованию законодательного определения субъ-ектов инклюзивного образовательного процесса в Российской Федерации, что необходимо для эффективной реализации практики инклюзивного образования. Вопросы, рассмотренные в данной статье, помогут социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде, повысят заинтересованность педагогов, помогут родителям и детям осознать и расширить дальнейшие возможности обучения.

Ключевые слова: инклюзивное образование, субъекты инклюзивного образования, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.




Библиографическое описание: Басова А.В. СУБЪЕКТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 9-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 24 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – C.71-74


Рост инвалидности — одна из глобальных проблем человечества. По данным Федеральной службы государственной статистики детская инвалидность в России ежегодно увеличивается и на сегодняшний день выявлено «605 000 инвалидов среди детей до 18 лет» [8]. Ухудшение экологической, экономической, социальной обстановки, уровень и доступность медицинской помощи, высокий уровень заболеваемости матерей способствуют увеличению числа детей-инвалидов, а так же детей с физическими, психическими отклонениями, что несомненно требует их социальной адаптации посредством интегративного образования. До введения в действие «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [7], обучающиеся с отклонениями в развитии обучались в основном в 8 типах специализированных коррекционных школах - интернатах: для глухих детей; для слабослышащих и позднооглохших детей; для незрячих детей; для слабовидящих детей; для детей с тяжелыми нарушениями речи; для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата; для детей с трудностями в обучении - задержкой психического развития; для детей с умственной отсталостью. Все эти дети уже были интегрированы в процесс образования, а процесс инклюзии подразумевает изменение среды их обучения, перевод их в среду сверстников в общеобразовательном учреждении, где дети смогут получить социальный опыт при общении сдруг другом. «Ребенок с ограниченной возможностью здоровья» (ОВЗ) является основным субъектом инклюзивного образовательного процесса, поэтому весьма актуальным будет исследовать, кто относится к детям с ОВЗ. Вышеуказанный стандарт выделяет следующие группы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами. В соответствии Федеральном законом «Об образовании в Российской Федерации» [3] «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» [3].

В распоряжении Правительства Санкт-Петербурга «Об утверждении концепции образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга»[5] дается определение: «дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети - инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и(или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания» [5].

В законе города Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» [4] ограничение возможностей здоровья определено как «любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах. В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может быть временным или постоянным» [4].

Инвалидом в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [2] является «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Рассмотренные определения показывают, что к обучающимся с ОВЗ относятся не только инвалиды. Мы согласны с представителями научного сообщества, которые относят к обучающимся с ОВЗ детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из неблагополучных семей (подверженных сильному влиянию алкоголизма, наркомании, нищете), детей и подростков, убежавших из дома, учащихся, не посещающих образовательное учреждение по причине внутренних конфликтов в нём, учащихся с отклонениями в поведении, несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы, ВИЧ – инфицированных и часто болеющих учеников, лечение которых требует длительного времени или санаторно - курортного лечения, детей, принадлежащих к национальным меньшинствам, религиозным, этническим либо языковым группам, а так же детей из семей беженцев и мигрантов. На наш взгляд, необходимо отнести перечисленных обучающихся в особую группу обучающихся, требующих проведения в обязательном порядке проведения психолого-медико-педагогической комиссии для выявления их потребности образования в специальных условиях обучения. Конечно, некоторые из перечисленной категории детей должны получать образование в специализированных образовательных учреждениях, но большая из них часть могут и должны быть включены в обычную образовательную среду и обучаться в условиях массовой школы, профессионального училища, высшего учебного заведения. Организация обучения таких детей в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создаёт условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечивает их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество. Следующими субъектами инклюзивного образовательного процесса являются дети, которое стали учиться и контактировать с детьми с ОВЗ, так как они так же нуждаются в определенном психологическом и педагогическом сопровождении. Необходимо понимать, что реакция навключаемого ребенка с ОВЗ может быть разной: нейтральной, положительной, негативной. В этой неоднородной межличностной ситуации важно обеспечить положительную оценку данной ситуации здоровыми детьми: вовремя провести ряд мероприятий, которые настроят детей на положительный контакт с ребенком с ОВЗ и минимизирует негативное отношение к нему.

Субъектами инклюзивного образовательного процесса являются все родители класса, вовлеченного в инклюзивный образовательный процесс. Практика пилотных проектов показывает, что и взрослые люди по – разному относятся к включению детей с ОВЗ в детский коллектив, поэтому они так же нуждаются в психологическом и педагогическом сопровождении этого процесса, путём просвещения родителей о необходимости социального контакта ребенка с ОВЗ со сверстниками, что в дальнейшем обуславливает жизненную активность и успешность взрослых людей с отклонениями здоровья в обществе.

Педагогов следует рассматривать как особых субъектов инклюзивного образовательного процесса, так как они непосредственно включены в процесс образования и именно от их заинтересованности и компетентности зависит его успешность. Гусева М.А., директор общественной организации «Дети» (Москва) [1, с. 96], занимающейся помощью в лечении и реабилитации детей с раком, отмечает, что для детей-инвалидов с онкологическими заболеваниями в большинстве случаев непреодолимым «барьером» в школе является отношение к ним учителей. Выявлены случаи, когда директора школ под любым предлогом отказывают в приеме детей с онкологическими диагнозами в школу, вероятно, из – за повышенной ответственности за учащегося. Данную группу детей стараются не брать ни в оздоровительные летние лагеря, ни в санатории общего профиля, хотя специализированных лагерей и санаториев для детей с онкологическими заболеваниями в нашей стране нет. Практика показывает, что учителя начальных классов относятся к таким детям более толерантно, чем учителя средних и старших классов, возможно, это вызвано более глубокой вовлеченностью учителя начальных классов в жизнь своих учащихся, более высокой ответственностью за конкретного ученика.Психологическое и педагогическое сопровождение всех субъектов инклюзивного образовательного процесса обеспечит максимально эффективное взаимодействие участников, направленное на самореализацию ребенка с ОВЗ не только в школе, но и в дальнейшей его жизнедеятельности. Вовлечение детей с ОВЗ в образовательный процесс снизит продолжительность их обучения, приведёт к соблюдению принципа непрерывности образования, поможет преодолеть стереотипы в восприятии таких детей, разрушит «мифы» в отношении тех или иных заболеваний, что, несомненно, снизит дискриминацию данной категории детей в нашем обществе. Конечно, мы сейчас говорим о долгосрочной стратегии, требующей поэтапного осуществления, больших человеческих и финансовых ресурсов, обеспечения школ всеми необходимыми техническими средствами для инвалидов без которых школа не станет инклюзивной.

 

 

Список литературы:

1.  М.А. Гусева, Г.Я. Цейтлин. Проблемы организации инклюзивного образования детей-инвалидов с онкологическими заболеваниями // Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. 19–20 июня 2008 года. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — с. 95 – 97.

2.  О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // СЗ РФ. 1995. N 48. ст. 4563.

3.  Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1).ст. 7598.

4.  Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве: Закон г. Москвы от 28.04.2010 N 16 (ред. от 25.06.2014) // Доступ из справ-правовой системы «Консультант Плюс».

5.  Об утверждении концепции образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга: распоряжение Правительства Санкт – Петербурга от 5 мая 2012 г. N 1263-р // Доступ из справ-правовой системы «Консультант Плюс».

6.  Об утверждении типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья: Постановление от 12 марта 1997 г. N 288 // СЗ РФ. 1997. N 11. ст. 1326 (Утратило силу)

7.  Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 // Доступ из справ-правовой системы «Консультант Плюс».

8.  Общая численность инвалидов по группам инвалидности (Таблица 1.1) // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/#

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»