Субкультура гопников как форм социализации молодежи




Дьяченко Ирина Николаевна,Волосатова Александра Аркадьевна,

к.ф.н., доцент*
студент**
Алтайский государственный университет, Россия, г. Барнаул


Аннотация: В статье рассматривается понятие субкультуры гопников. Авторами представлена попытка определения объективных условий, причин возникновения гопников как формы социализации молодежи.Изучаются особенности субкультуры гопников, ценностные ориентации, нормы и стереотипы взаимоотношений внутри сообщества.

Ключевые слова: субкультура, гопники, молодежное движение, мировоззрение, этические нормы, личность, группа




Библиографическое описание: Дьяченко И.Н., Волосатова А.А. СУБКУЛЬТУРА ГОПНИКОВ КАК ФОРМ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ [Текст] // Научный поиск в современном мире: сборник материалов 11-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 31 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство “Апробация", 2016 – С.193-194


Толковый словарь Владимира Даля слово гоп объясняет как « прыжок, скачок или удар…, гопнуть, прыгнуть или ударить» [3, с.315]. По мнению А. А. Сидорова, словом «гопник» (или «гопстопник») обозначают уличного грабителя. То же следует из краткого словаря криминального жаргона, составленного Ю. К. Александровым, где словом «гопник» обозначен грабитель [1, с.88]. По версии справочной службы российского «Справочно-информационного портала Грамота.ру» слово «гопник» относится к жаргонным словам русского языка и обозначает «мошенника, налётчика; погромщика, хулигана. Согласно изданию «Большой толковый словарь русского языка» (главный редактор С. А. Кузнецов) гопник — «человек из социальных низов» [2, с.218]. Развитие движения «гопников» имеет два достаточно четко выделяемых периода - это 20-е и 90-е годы прошлого века. Периоды возникновения и возрождения «гопничества» связаны с переломными годами в развитии страны, являются следствием системного кризиса.

В настоящее время недостаточная изученность феномена гопников не позволяет дать определённый ответ на вопрос, являются ли они носителями особой молодеж¬ной субкультуры (контркультуры), хаотически формирующейся общностью подростков, предрасположенных к совершению делинквентных действий, или же мы имеет дело со сложившимся молодежным движением. Молодежные движения, в отличие от субкуль¬тур, имеют более глубокие социальные основания, базируются на типе мировоззрения, менее связаны с базисными для субкультур основаниями - музыкой, модой, стилем.

Важной характеристикой любой социальной группы является самоидентификация. Безусловно, явление гопников нельзя отнести к молодежной субкультуре в классическом ее понимании. Эта группа находится под сильным влиянием криминальной субкультуры, проявляющейся, в частнос¬ти, в языке, представлении о нормах и ценностях, особенностях поведения. Законы криминального мира в значительной степени определяют мировоззрение гопников, но если ценности группы вступают в конфликт с «блатными понятиями», гопник не колеблясь, поступит «не по понятиям». Отождествлять криминальную субкультуру и гопников было бы неправильно. Гопника отличает способность к прямому действию, он не рефлексирует. Индивидуальность гопника - миф, ибо гопник, осознавший свою индивидуальность, автоматически выбывает из группы.

Если, к примеру неформалы своим названием подчёркивают несоответствие стандарту, отличие от других, гопники показывают, что они обычные, нормальные, такие, какими должны быть все. Для гопника одной из наивысших ценностей является принадлежность к группе. Первичная группа - это единственная социальная ниша, в которой он может себя реализовать, получить признание и уважение за смелость, принципиальность, верность товарищам - положительные человеческие качества, которые общество вне данной со¬циальной группы не замечает и не ценит. Группа товарищей представляет для гопника примитивную, но в то же время реальную (достижимую) систему ценностей, которая сводится к формуле «будь как все, не противопоставляй себя группе». Только в узких рамках гопник может реализовать свою индивидуальность. Любой, даже самый «героический» поступок ничего не значит, если он произошёл без свидетелей или без одобрения со стороны референтной группы.

Социальная опасность феномена гопников не осознается современниками в полной мере, так как эта молодежь не проявляет себя в качестве активной реакционной груп¬пы, как, например, скинхеды. Сущность мировоззрения гопников - агрессивное отри¬цание ценностей культуры: высокого уровня образования, межэтнической толерантности, труда, стремления к самосовершенствованию и приверженности к этическим нормам. Гопники - маргинальное течение с размытыми представлениями о социальных, нравственных, правовых нормах. Сущность гопника - несформированная личность, не желающая и не способная делать выбор собственной жизненной стратегии.

Оценить масштабность «гопничества» сегодня достаточно сложно. Глубина социальных последствий данного явления скажется, видимо, в ближайшем будущем.

 

Список литературы:

1.  Александров, Ю.К. Очерки криминальной субкультуры / Ю.К. Александров. - М: Права человека, 2001. - 152 с.

2.  Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов.— СПб.: Норинт, 1998. – 1536 с.

3.  Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка, тт. 1-4. / В. Даль — М: 1978. - (репринт изд. 1880—1884).

4.  http://gramota.ru/spravka/hardwords/25_61

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»