Имидж руководителя – это некий устойчивый образ, который, будучи созданным, способен существовать и в отсутствие субъекта, являющегося его прообразом. Имидж может быть достаточно устойчивым даже по отношению к «подрывающему» его поведению самого субъекта-прообраза. Кроме того, имидж – это не только представления о человеке, складывающиеся на основе непосредственного общения с ним.
Сущностная характеристика формирования имиджа состоит в том, что он представляет собой образ. В толковых словарях русского языка слово «образ» определяется как облик, вид, подобие, «живое, наглядное представление о ком- или чем-нибудь», «обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного, индивидуального явления», тип, характер, воплощенный в художественном произведении [2, с.371]. Кроме того, имидж – это образ интерсубъектный, то есть возникающий в социальном восприятии, в результате интерсубъектного взаимодействия между субъектом-прообразом имиджа и субъектами, воспринимающими имидж. Из сущности имиджа как образа субъекта, возникающего в интерсубъектном взаимодействии, вытекают все остальные его сущностные характеристики. Причем эти характеристики проявляются диалектически, каждая из них включает в себя противоположности, которые в своем развитии приводят к возникновению внутреннего противоречия. Разрешение этих противоречий происходит в ходе оптимизации имиджа.
В.М. Шепель считает, что имидж – это прежде всего «визуальная привлекательность личности» [3, с. 59], специалисты по брэндингу иногда под имиджем брэнда понимают графическую и цветовую символику торговой марки. Однако такой подход возможен именно благодаря тому, что в сознании аудитории представление о прообразе как целостном субъекте «достраивается», восполняется на основании восприятия отдельных элементов.
Таким же образом и индивидуальность формирования имиджа дополняется своим противоположным полюсом – стереотипностью. С одной стороны, имидж – это безусловно не «маска», не стандартный набор стереотипных признаков; всякий имидж обязательно выражает неповторимость, уникальность субъекта-прообраза. С другой стороны, абсолютно уникальный образ, не допускающий никакого обобщения, не использующий элементов стереотипизации, просто не будет воспринят аудиторией. Не случайно имидж определяют как «обращенное вовне «я» человека, его публичное «я» [1, с.5], или как «символическое преломление моего «я» в сознании окружающих» [4, с. 27].
Активность имиджа проявляется в том, что он способен воздейство-вать на сознание, эмоции, деятельность и поступки как отдельных людей, так и целых групп населения, благодаря чему широко используется в целях социального влияния.
Список литературы:
1. Почепцов Г.Г. Имиджелогия - Киев, 2000. 698 С.
2. Толковый словарь русского языка, 1994. Т.II. - Ст. 694 - 695; Ожегов С.И., 1986. С. 371-372.
3. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния - М., 1997. 168 с
4. Шпалинский В.В. Психология менеджмента. – М: УраО, 2003. – 184 С.