Сущностные характеристики информационной культуры студентов бакалавров педагогических вузов




Яфизова Регина Ахнафовна*,
Поджилкина Кристина Алексеевна**


к.п.н., старший преподаватель *
магистрант **
БГПУ им. М.Акмуллы, РФ, г. Уфа


Аннотация: В данной статье рассмотрены сущностные характеристики информационной культуры. Показана необходимость формирования информационной культуры у будущих специалистов. Проанализировано само понятие информационной культуры и информационной культуры будущего учителя.

Ключевые слова: Ключевые слова: информационная культура, деятельностный подход, информация, учитель, профессиональная деятельность.




Библиографическое описание: 


Актуальность формирования информационной культуры связана с внедрением новых образовательных стандартов, которые определяют другую образовательную парадигму, среди приоритетов которой можно обозначить необходимость научить человека самостоятельно учиться, высказывать свою личную позицию, применять знания, полученные в одной области для решения задач в другой области. Сотрудничать с другими людьми и совместно выстраивать новые знания, находить решение самых разных задач. Все эти показатели относятся к сформированности информационной культуры.

Основная нагрузка по формированию информационной культуры личности приходится на систему непрерывного образования, все ступени которой уже испытывают воздействие информатизации общества. Знание как таковое утрачивает свою ценность, по причине того, что каждую минуту объем знаний и информации вырастает в геометрической прогрессии — в тысячи раз, в миллионы раз, и поэтому все это транслировать невозможно, невозможно и отбирать, что именно пригодится человеку через двадцать, тридцать лет. И уже не первое десятилетие люди, всерьез занимающиеся образованием, говорят о том, что нужно формировать у человека не столько знания, сколько способности с этими знаниями работать. Необходимо научить человека самостоятельно приобретать новые знания, взаимодействовать с другими людьми по поводу их поиска. Все это ставит новые цели образовательного процесса и предъявляет требования к уровню подготовки специалистов и системе образования.

По мнению многих исследователей, информационной культура, носит общеучебный, общеинтеллектуальный и надпредметный характер, что позволяет ей раскрываться в деятельностном подходе, в котором опыт осваивается через содержание образования в единстве умений и знаний, а изучение и усвоение новых знаний, умений и навыков, осуществляется, опираясь на прежние знания и опыт, полученные в процессе деятельности человека.

Понятие информационной культуры можно рассмотреть, как, интегративную способность личности, проявляющуюся в освоении, владении, применении, преобразовании информации с применением информационных технологий и применением этих умений в обучении и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Особую роль формирование информационной культуры играет в процессе подготовки будущих учителей. Проблемам становления информационной культуры учителя посвящены труды Н.И. Гендиной, И.В. Гришиной, Н.В. Лопатиной, А.В. Майстренко, Е.А. Медведевой, Ю.Л. Пигичка, И.Л. Скипор, О.Р. Старовойтовой, Г.А. Стародубовой, Н.В. Ходяковой, И.А. Чекина.

Информационная культура учителя – это есть набор знаний, умений и навыков поиска, отбора, ранжирования и представления информации, необходимой для решения учебных и практических задач. Проводником информационной культуры является учитель, который сам производит информацию и своим трудом показывает, как это нужно делать.

Информационная культура включает грамотность и компетентность в понимании природы информационных процессов и отношений; гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации); развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности.

Для успешного формирования информационной культуры бакалавров необходимо развитие следующих умений:

- умение реализовывать разнообразные формы самостоятельной деятельности по поиску, обработке, представления, хранения и передаче информации;

- умение ориентироваться в образовательном процессе и самостоятельно извлекать необходимые знания на основе активного использования современных технологий информационного взаимодействия;

- ориентироваться в возможностях программно-технических средств компьютера;

- умение интерпретировать и передавать информацию;

 

Список литературы:

1. Дулатова, А. Н. Информационная культура личности: учеб.-метод. пособие / А. Н. Дулатова, Н. Б. Зиновьева. – М. : Либерия-бибинформ, 2007.

2. Зубов Ю.С. Информатизация и информационная культура// Проблемы информационной культуры: Сб. статей. – М.: 2014.

3. Лагунова М. В. Теория и практика формирования графической культуры студентов в высшем техническом учебном заведении: дис …докт.пед.наук. Н.Новгород, 2002.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»