+7 989 669 15 15



Телефельетон как феномен журналистики рубежа xx-xxi века: «куклы», «итого», «тушите свет»




Брусиловская Яна Вадимовна

магистрантка
Московский педагогический государственный университет
Россия, г. Москва


Аннотация: Политическая сатира после упадка в период «перестройки» и распада СССР во второй половине 1990-х годов начала возрождаться в принципиально новой медиаформе – телефельетоне. Первыми, собравшими в себе необходимые элементы и функции медиаформы, стали программы телеканала НТВ «Куклы», «Итого» и «Тушите свет».

Ключевые слова: политическая сатира, политический юмор, фельетон, телефельетон.




Библиографическое описание: Брусиловская Я.В. ТЕЛЕФЕЛЬЕТОН КАК ФЕНОМЕН ЖУРНАЛИСТИКИ РУБЕЖА XX-XXI ВЕКА: «КУКЛЫ», «ИТОГО», «ТУШИТЕ СВЕТ» [Текст] // Проблемы филологии, культурологии и искусствоведения в свете современных исследований: сборник материалов 18-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 19 июня, 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация" -С. 45-47


В предыдущей статье «Проблема преемственности функциональных методов политического фельетона 1985-1991-х годов в СССР» мной был сделан вывод, что в период «перестройки» и распада Советского Союза приобрёл популярность преобразовавшийся в самостоятельную единицу – медиаформу – политический юмор, который вытеснил бо́льшую часть функционала и методологии политической сатиры в традиционном ее понимании.

Ситуация начала меняться после 1991 года, т.е. в ранний постсоветский период. В 1993 году начинает вещание телекомпания НТВ, название которой изначально расшифровывалось как Новое (или Независимое) Телевидение. Новизна и независимость его заключались в том, что телекомпания напрямую сложилась в результате политического кризиса 1992-1993 гг. и была (на тот момент) негосударственной. Таким образом, телекомпания могла себе позволить антивластные позиции и свободные высказывания, что и было сделано – концепция канала была определена как оппозиционная. В связи с этим, именно на НТВ начала возрождаться политическая сатира, причем в принципиально новой медиаформе – телефельетоне.

Информационно-развлекательная программа «Куклы» стала первой телевизионной программой сатирического характера на российском телевидении. Однако одного фактора показа программы подобного толка на ТВ, чтобы назвать её телефельетоном, крайне мало – на первый взгляд, объективно, «Куклы» - это телевизионный кукольный спектакль. Именно спектакль, потому что он снимается по театральному сценарию (пьесе). Однако в этом спектакле присутствуют функциональные методы и элементы политической сатиры. Основополагающим приемом «Кукол» можно назвать пародию и, как следствие, высмеивание.

Персонажами программы выступают куклы – резиновые карикатуры на представителей политической и околополитической элиты: президента, членов правительства, партийных лидеров, олигархов. Каждая кукла «живёт» до тех пор, пока её прототип занимает одну из ключевых позиций на политической арене. Соответственно, и в обратной ситуации, когда какие-то личности возвращались на политическую сцену, их кукольные «тёзки» вновь появлялись на телеэкране.

«Куклы» полностью основаны на экранизированном аттракционе «приписки» с элементом условия, которые классифицировал М.Э. Виленский, т.е. абсолютно реальные и конкретные персонажи представлены в выдуманной ситуации. Основной концептуальной вымышленной основой передачи были классические литературные сюжеты, художественные фильмы, исторические события. Но при этом в вымышленном сюжете содержится документальная подоплёка – актуальный факт или событие.

То, что программа «Куклы» является сатирической, сомнений не вызывает, т.к. она существует в рамках трёх известным нам парадигм (информационной, масс-медийной и развлекательной) и соединяет в себе известные нам элементы и принципы политической сатиры. «Куклы» имеют мощный пласт элементов эксцентрики, что делает её развлекательной; программа выходит на телевидении в прайм-тайм, следовательно, нацелена на широкую аудиторию. Основа передачи – театральный сценарий, который не может быть медиатекстом как самостоятельная единица; вкупе с необходимой телевизионной режиссурой он – база медиапродукта. Таким образом, мы можем говорить о новой сложившейся концепции – медиаформе телефельетона.

Еженедельная информационно-паразитическая программа В. Шендеровича «Итого» также очень значимое телевизионное явление в области политической сатиры. В совокупности с тем, что передача является медиапродуктом, базирующимся на медиатексте фельетона и телевизионном сценарии (монтажном плане), можно говорить, что «Итого» - воплощение медиаформы телефельетона.

В отличие от «Кукол», «Итого» использует пародию не на персоналии, а на оригинальную информационно-аналитическую программу «Итоги» Е. Киселева, т.е. на медиапродукт информационно-политического формата в целом. Авторский текст программы полностью является авторским фельетонным материалом, который используется в качестве традиционных телевизионных элементов: шпигелей, подводок и закадрового текста. Такие элементы как синхроны и лайфы используются в программе в оригинале, но из-за их вставки в фельетонный контекст, они становятся элементами не информационного, а комического дискурса. Присутствует также репортаж, формат которого комически обыгрывается как «специфический» (в оригинале – специальный).

Информационный и политический дискурсы программа «Итого» отражает в документальных фактах, актуальных событиях прошедшей недели. Таким образом, будничные новости нашли свое отражение в сатирической медиаформе – приём, позаимствованный у сатирического киножурнала «Фитиль». Только в отличие от «Фитиля» и «Кукол», «Итого» не используют театрализованную игру – видеоряд реален, наравне с ним главную роль играет закадровый фельетонный текст. Иногда для придания комического эффекта на лайф накладывается музыка, в тексте используется игра слов, а в видеоряде появляются кадры художественных фильмов для реминисценций.

Если «Куклы» и «Итого» использовали определенное количество элементов пародий, аллюзий и реминисценций, то программа «Тушите свет» (позже – «Красная стрела»), сама по себе, является одной большой пародией, а именно – на программу «Спокойной ночи, малыши».

Ведущими информационно-успокоительной передачи являлись знакомые с детства Хрюша и Степашка, только уже повзрослевшие и набравшиеся жизненного опыта, превратившиеся в демагогов Хрюна Моржова и Степана Капусту. Это уже не кукольные, а компьютерные персонажи, которые вместе с ведущим вещают из кухни Хрюна о политических новостях и бытовых проблемах.

Принципиальное отличие программы «Тушите свет» («Красная стрела») от её предшественников состоит в том, что её базовой составляющей являются методы, элементы и приёмы не политической сатиры, а политического юмора. Основой «народной» передачи были политические шутки, анекдоты, юморески, частушки (в конце Хрюн и Степан всегда поют песню собственного сочинения на злободневную тему) весьма сомнительного сатирического содержания. Этот юмор нельзя назвать плоским и, тем более, «туалетным», но он содержит в себе инвективу, сниженную бытовую лексику, экспрессивную лексику (а иногда и открытую ненормативную брань), чего сатира не допускает.

Программе присуща эксцентрика и театрализованное действо, однако при этом политический и информационный дискурсы в ней сохраняются. Предметами обсуждения и высмеивания по-прежнему служат имена, факты, события, так или иначе связанные с внутриполитической и внешнеполитической тематикой.

Таким образом, можно сделать вывод, что специфика принципиально новой медиаформы заключается в следующих факторах:

- Трансляция программ в телевизионном эфире,

- Создание на основе телевизионного сценария (монтажного плана);

- Использование базы иного, ранее существующего медиапродукта;

- Частичное использование традиционных функциональных методов, элементов и принципов политической сатиры;

- Использование в качестве идейной основы медиатекста фельетона, т.е. фельетона, укладывающегося в рамки трёх обязательных дискурсов.

Стоит отметить, что соотношение формообразующих элементов политической сатиры в передачах неравнозначно – они используются в разных пропорциях, что даёт концептуальную специфику каждой из них.

Также выявлена большая роль медиаформы формы политического юмора, доля которого в телефельетоне раннего постоветского периода и рубежа веков значительно больше, чем в ранее существующих медиаформах политического фельетона.

 

Список литературы:

1.   Братерский А., Чудодеев С. От «Крокодила» до Хрюна. // Официальный сайт газеты «Известия»: [Электронный ресурс]. URL: http://izvestia.ru/news/265372 (дата обращения: 13.06.2016)

2.   Брусиловская Я.В. Проблема преемственности функциональных методов политического фельетона 1985-1991-х годов в СССР. // Наука, образование и культура. – №5(8). / М.: Проблемы науки. – 2016. – С.36-41

3.   Виленский М.Э. Как написать фельетон. / М.: Мысль. – 1982. – 207 с.

4.   Калашник О. «Куклы»: насмешка, сарказм, пародирование, литота. // Томск: в зоне вещания: [Электронный ресурс]. URL: http://archive.ec/6CPWH (дата обращения: 13.06.2016)

5.   Разуваев В.В. Политический смех в современной России. / М.: ГУ-ВШЭ. – 2002. – 264 с.

6.   Юмашев Д.О. Политическая сатира в аудиовизуальных СМИ. // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. – №1. / Изд-во Воронежского гос.ун-та. – 2014. – С.245-247

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»