ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ




Стуколова Елена Александровна

ассистент, аспирант очного отделения, Оренбургский государственный педагогический университет

В статье описываются основные тенденция развития, инновационные дидактические модели школьного образования стран Европы, Швеции, делается вывод о возможном использовании опыта Швеции в области реализации инновационных дидактических моделей школьного образования в процессе модернизации российской школы.

Ключевые слова: Ключевые слова: инновационная дидактическая модель,критический творческий момент,интегрированное овладение языком,тенденции развития школьного образования.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


В процессе модернизации системы образования России необходимость учета опыта реформирования систем школьного образования зарубежных стран очевидна. Несомненно, наиболее успешные примеры образовательных практик принадлежат странам Европы: мощные социокультурные, политические и социально-экономические преобразования определили изменение целей и задач обучения, а также основные образовательные стратегии. Одновременно происходят два разнонаправленных процесса - глобализация, интернациональное сотрудничество и интернациональное соперничество. Ответной реакцией на происходящие изменения в странах Европы стало осознание необходимости рассмотрения знаний как наиболее значимого ресурса и движущей силы личностного развития, а также появление установки на детоцентризм, акцента в обучении на естественную мотивацию, ориентации образования на неповторимую индивидуальность и потребности личности, усилению инновационных разработок в области информационно-коммуникационных технологий.

Система школы должна быть ориентирована на становление и оценку общих умений и компетенции в коммуникации, аргументации, лидерстве; креативности; мотивации; проблемно-поисковых способностей; командной работы; умения учиться.

Сходная организация систем школьного образования с точки зрения управления и самоуправления, образовательной политики в целом, наличия независимых учебных заведений говорит об общих приоритетах в образовании, выражающихся в требованиях к процессу обучения, на которых базируются образовательные стандарты в большинстве стран Европы.

•    положительная динамика в достижении субъект-субъектных отношений в процессе обучения

•    эффективноть процесса обучения на всех этапах, поддержание естественного интереса, мотиваций в процессе обучения

•    создание условий для исследовательской активности учащихся

•    междисциплинарность моделей, методов, обучения

•    создание условий для творческой самостоятельности

•    самоконтроль/самокоррекция/самооценка со стороны учащихся

•    учет индивидуальных способностей учащихся

•    эгалитарность процесса обучения

•    интерактивный процесс обучения

•    использование информационных технологий (Информационно-коммуникационных технологий (ИКТ),

•    развитие компетентности в области коммуникации, командной работы, проблемно-поисковых способностей, способностей в аргументации, лидерстве

•    становление умения учиться (УУД)

Особый интерес в сфере реформирования и модернизации систем образования, по мнению многих ученых, представляет Швеция. По версии исследователей ОЭСР королевство Швеция по индексу лучшей жизни опережает многие другие страны участницы ОЭСР. По уровню качества образования Швеция также занимает одну из первых позиций индекса лучшей жизни [3].

Большинство участников анкетирования проведенного среди учителей школ, ВУЗов и студентов-практикантов педагогического университета г. Оренбурга, в качестве известных им инновационных дидактических моделей называли уже применяющиеся в российской школе метод проектов, метод кейсов, технологию обучения в сотрудничестве и т.д. Под дидактической моделью мы понимаем комплекс процедур и операций, подчиненных общей цели, реализуемых поэтапно, в динамике раскрытия содержания обучения, с опорой на обратную связь, выражающуюся через результаты деятельности учащихся. Инновационная дидактическая модель, входя образовательную среду, приводит к ряду модификаций внутри этой среды, дает некий толчок к усовершенствованию системы обучения, повышение ее эффективности.

В процессе исследования были выявлены следующие инновационные дидактические модели Швеции (условно разделим их по ведущему признаку): 1. дидактические модели, в которых обязательным является использование информационно-коммуникационных технологий (икт). В основе этих моделей лежит педагогизация новейших достижений в сфере икт: AMULET-Advanced Mobile and Ubiquitous Learning Environments for Teachers and Students project; Blended learning – смешанное обучение; Flip-the-classroom technique - модель перевернутого урока; Gamification -“игрофикация”; Virtual learning – виртуальное обучение.

2. Дидактические модели, одной из основных характеристик которых является их междисциплинарность: Content and language integrated learning (CLIL) -интегрированное овладение языком и содержанием обучения; Simulation model - модель симуляций; Enviroteach - обучение с взаимной интеграцией обучения по окружающей среде и любого другого предмета ; Innovative learning environments (ILE) - инновационные образовательные среды;

3. Отдельно можно выделить дидактическую модель, которая относится к критическому обучению: CСM (critical creative moments) -модель творческих критических моментов.

4. Модели, которые используются в процессе обучения, но направлены в большей степени на воспитание: CAP (children are people) дети – это люди/ поддержка «незаметных» детей (особое внимание уделяется поднятию самооценки учащихся, развитию их самостоятельности); Cooperative education - кооперативное обучение

Модели отбирались в соответствии с реализацией в них вышеперечисленных требований к процессу обучения, лежащих в основе планов и стандартов европейских государств. Высокий потенциал описанных дидактических моделей в повышении эффективности процесса обучения в рамах модернизации шведской школы очевиден. Чтобы убедиться в возможностях данных моделей в модернизации российской системы школьного образования, мы предложили учителям-респондентам апробовать некоторые из них (CLIL, Flip-the-classroom, CCM) их в Оренбургских школах в рамках изучения одной темы учебного предмета. По результатам применения учителя констатировали повышение интереса учащихся, высокие баллы результатов тестирования по теме, экономию времени.

Таким образом, на основе анализа научной литературы, нормативно-правовых документов отражающих законодательство в области образования Швеции, отчетов об образовательной политике Скандинавских стран (а также стран Европы) организаций Юнеско, Организации Экономического Сотрудничества и Развития, проведенного пилотажного анкетирования и первичного применения некоторых моделей в российской школе, мы пришли к выводу о возможности использования шведского опыта в области образовательной деятельности для сравнительно-сопоставительного анализа, выявления наиболее подходящих для адаптации инновационных дидактических моделей Швеции, при учете особенностей современной российской системы образования.

 

Список литературы:

Монографии:

  1.            Hoff, Eva V., Carlsson I. Critical Creative Moments in Swedish Classrooms./ Eva V. Hoff, I. Carlsson // Creative engagements with children: International perspectives and contexts. -Oxford: Inter-disciplinary Press, 2012.- p.33 - 43

Источник из интернета:

  1.           Content and Language Integrated Learning (CLIL) at School in Europe. [Электронный ресурс] (http://ec.europa.eu/languages/documents/studies/clil-at-school-in-europe_en.pdf) Проверено 12.11.2013.
  2.           Flip Teaching - new trends in education technology. [Электронный ресурс] http://www.slideshare.net/Yossisv/new-trends-in-educational-technology/ Проверено 29.04.2013.
  3.             OECDbetterlifeindex. [Электронный ресурс] (http://www.oecdbetterlifeindex.org/ru/#/33355555535) Проверено 12.11.2013.

Qualifications Systems - Books - OECD iLibrary. [Электронныйресурс] (http://www.keepeek.com/Digital-Asset Management/oecd/education/qualifications-systems_9789264013681-en#page1) Проверено12.11.2013.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»