Теоморфная метафора: миф и духовность




Махмараимова Шохиста Тухташевна

учитель кафедры Методики начального образования
Термезский государственный университет
Республика Узбекистан


Аннотация: В данной статье излагаются некоторые взгляды по отношению лингвокультурологических особенностей теоморфной метафоры, рассматривающаяся как фундаментальная метафора. На ряду с этим, на примере классической поэзии Алишера Навои, описывается семантическая природа данной метафоры.

Ключевые слова: миф и единый образ, интерпретация, референтность, метафора как пик философского мышления.




Библиографическое описание: Махмараимова Ш.Т. ТЕОМОРФНАЯ МЕТАФОРА: МИФ И ДУХОВНОСТЬ [Текст] // Проблемы филологии, культурологии и искусствоведения в свете современных исследований: сборник материалов 18-й еждународной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 19 июня, 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация" -С. 62-63


Значения, определяющиеся своей неустойчивостью, будто осуществляют природу теоморфной метафоры. Но, несмотря на это, теоморфная метафора имеет свои вполне сформировавшиеся конструкции, которые не имеют дискурсивного ограничения. Возьмём метафору пери, имеющую превосходства над другими типами метафор, именно по частотности в употреблении. Ибо, по традициям классической литературы Востока, метафора пери – характерный символ для описания женских черт, и от этого объясняется высокая степень референции этой метафоры.

Порождающая глубинные мысли, непосредственно влияющие на когницию, теоморфная метафора наделяет её драматическим лиризмом, охватывая нежели всё ментальное пространство (язык и миф - параллельны, якобы рождённые под общей стихией, они олицетворяют собой первобытное сознание [2]). Так как, в классической поэзии Востока исходя из традиционных взглядов, воспевающий человеческую красоту, лирический герой осознанно принимает - выбирает именно эту метафору, чтобы придать своему повествованию более широкие, всеобщно-утверждённые черты. И это – денотат пери: прекрасные сверхъестественные существа, появляющиеся в образе женщины.

Исходя не только из контекстуальной обусловленности, но и по общепринятым взглядам, соотносительно пери – это женщина. А женщина для мужчины – некий дар природы, неземная чаровница. Хотя, это подтверждается и буквальным переводом пери (перс. pär, букв. крылатый[2]): Это складки покрывала, что по ветру развиты, Или крылья нежной пери, чтоб лететь ветров быстрей? (Алишер Навои)Следовательно, «метафора представляет собой игру наделения смыслами уже оформленных смысловых структур» [1].

Этимология самой метафоры пери чисто теологична. Но при толковании, как правило, внимание уделяется на морфологический характер самого образа: антропоморфичность, зооморфичность. Имея значимость чисто шаблонного характера, не требующей реконструкции, она смело выступает как символ культурного сознания: благодаря Восточным религиям, установлен взгляд, что женщина - хранительница семейного благополучия и роженица наследного поколения, и в отношениях к ней всё это учитывается. Хотя, пери не способна отразить образ Восточной женщины в целиком, но всё же, с пери – всё сказано: мудрая, красивая, тайная…

Смежность теоморфной (теоморфической) метафоры пери с антропоморфными чертами, даёт повод слиянию соответствующих идеальных образов окружающего Мира. Из-за чего, составные семантические единицы теоморфической метафоры явно разделяются на «положительные» и «отрицательные». А это самая главная отличительная сторона данной метафоры.

 

Список литературы:

1.   Гурко, Е. Жак Деррида. Деконструкция: тексты и интерпретация / Е. Гурко. – Минск, 2001. – URL: http://yankos.chat.ru/ya.html | Icq# 75088656.

2.   Сапогова Е.Е. Метафоры за-сознания и проблема спонтанной самоорганизации сознания. «Известия тулгу». Выпуск 6. Тула: ТУЛГУ, — 2001. — с. 221—233. URL: Http:// /esapogova.narod.ru/texts/metaph.htm. (дата обращения: 24.03.2013.).

3. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/934862 (дата обращения: 17.06.2015).

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»