+7 989 669 15 15



Теоретические основы развития туристической деятельности в Крыму




Слива-Щерба Юлия Валерьевна
Кучеренко Ирина

аспирантка *
Крымский Федеральный Университет имени В.И. Вернадского . студентка**
Финансово-экономического колледжа г.Симферополь


Аннотация: Туризм как сфера хозяйственной деятельности имеет огромное значение и ряд характерных особенностей. Туризм служит интересам человека, общества в целом и является источником доходов, как на микро, так и на макроэкономическом уровнях. Туризм становится одним из основных факторов создания дополнительных рабочих мест, ускоряет развитие дорожного и гостиничного строительства, стимулирует производство всех видов транспортных средств, способствует сохранению народных промыслов и национальной культуры регионов и стран, что ведет к экономическому росту региона.

Ключевые слова: туризм, внутренний туризм, иностранный туризм, туристические ресурсы, конкурентоспособность, туристический спрос, детерминанты, туристическая инфраструктура, франчайзинг, иностранные инвестиции.




Библиографическое описание: Слива-Щерба Ю.В., Кучеренко И. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КРЫМУ [Тема] // Экономическая наука в 21 веке: вопросы теории и практики: сборник материалов 7-й международной научно-практической конференции(19 апреля, 2015 г., г. Махачкала) / НИЦ «Апробация» — Махачкала: Издательство "Апробация", 2015 — С. 5-8


«Познание стран мира — украшение

и пища человеческих умов».

Леонардо да Винчи

 

За последние несколько десятилетий туризм сформировался в мощную мировую индустрию. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия. Международный туризм имеет огромный потенциал для роста экономики тех стран, где он развивается. Республика Крым имеет все предпосылки для развития как внутреннего, так и иностранного туризма, что связано с ее уникальными условиями: климатическими, бальнеологическими, богатым историческим наследием и памятника культуры. Необходимым и актуальным является анализ предпосылок и внедрение теорий на практике, применение опыта иностранного туризма, которое может создать эффективную туристическую деятельность в Крыму.

В научной литературе по вопросам туризма отсутствует однозначное его определение. Но, несмотря на различие формулировок, многие авторы включают в понятие «туризм» туристские потребности и мотивации, особенности поведения туристов, их пребывание вне постоянного местожительства, экономические отношения, складывающиеся между туристами и производителями товаров и услуг, взаимодействие сферы туризма с окружающими природной, экономической и другими макросредами.

Вопросам изучения проблем развития международного туризма посвящено много научных трудов, как отечественных, так и зарубежных ученых: А. Смит, Д. Риккардо, У. Ростоу, Р. Пребиш, М.П. Крачило, Б.Л. Финагеева, Н.Н. Городецкой, П.Д. Подгородецкого. Д. Байер, С. Беккер, К. Клемм, П. Бернеккер, М. Бейтель, Е. Бьювантер, А. Буркат, Р. Клевендон, В. Данц, В. Мунт, С. Деккер-Хорц, А. Дреш, Г. Меттеус, С. Флохманн, Х. Хесслер, Н. Хинске, Г. Сигаух и т.д.

Суть теории Адама Смита об абсолютных преимуществах той или иной страны заключается в том, что она должна производить тот продукт на который затраты будут меньше, чем за рубежом, то есть в данном случае основой развития международного туризма будут служить различия об абсолютных издержках производимой данной отраслью. Крым обладает такими уникальными условиями, которые могут позволить ему при развитии сферы туризма предоставлять самые разнообразные продукты: фитотерапия, грязелечение, климатолечение, бальнеолечение, красота природы, исторические культурные памятники, которые не могут предоставить другие страны в этой отрасли.

Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо заключается в том, если страны специализируются на производительности тех товаров, которые они могут произвести с относительно более низкими издержками к другим странам, то торговля будет взаимовыгодной для обеих стран не зависимо от того имеют они или нет абсолютных преимуществ в производстве этих товаров. Исходя из этого, Крым должен ориентироваться на то, чтобы издержки на оказание туристических услуг у него были ниже, чем в других странах международного туризма, для этого необходимо произвести реконструкцию туристического комплекса Крыма.

Теоретическим фундаментом развития туризма в целом, и международного туризма в частности, стало формирование в первой половине прошлого века теории развития туризма. Теория развития туризма непосредственно связана с теорией стадий экономического роста, которую разработал американский экономист-историк У. Ростоу. Согласно его концепции, общество насчитывает шесть стадий роста: 1 стадия - «традиционное общество» - характеризуется низким уровнем производительности, ведущая отрасль в экономике было сельское хозяйство ; 2 стадия – «переходное общество» - накопления предпосылок для подъема (стартовая стадия) стадия подъема, период достижения экономико-технической зрелости, т.е. стабильности, и период массового потребления; 3 – «период сдвига» - взлет промышленного производства и продуктов на душу населения; 4 – «период зрелости» движение к зрелости длительный этап в экономическом развитии характеризующийся наращиванием технического процесса, ростом больших городов, повышение доли квалифицированного труда, что и есть «индустриальное общество»[3, 119с.].

Для развития международного и внутреннего туризма важна 5 стадия – «эра высшего уровня массового потребления» - высоко массового потребления, движение от приоритетного спроса в экономике к наращиванию спроса и потребления, 6 стадия – стадия поиска «качество жизни», когда на первый план выдвигается не просто потребление и потребительский спрос, а духовное, нравственное, культурное , интеллектуальное развитие самого человека. На этой стадии ведущим сектором экономики становится сфера услуг, частью которой является внутренний и международный туризм.

Развитие туризма и других отраслей и сфер человеческой деятельности зависимы от уровня инвестирования заинтересованных развитых стран мира. Развитие туризма в стране или регионе с преобладанием туристических ресурсов тесно связано со стадией экономического подъема, когда созданы благоприятные условия для мобилизации внутренних и иностранных инвестиций в развитие туризма. Именно к таким странам, имеющим: 1) значительные туристические ресурсы, направляются большие инвестиции для развития туризма стран Юго-Восточной Азии (Индонезия, Таиланд), островные государства Карибского бассейна и Тихого океана, а также Египет, Турция, Мексика, Бразилия, Марокко, Тунис и др. 2) предоставляющие качественные услуги иностранным туристам.

Крым обладает всеми предпосылками и факторами для привлечения иностранного капитала, направленного на развитие туризма и повышения его качественного уровня, но притока инвестиций в туристическую отрасль Крыма пока не наблюдается.

Теория развития туризма концептуально соответствует модели зависимого развития в широко популярную на западе еще в 70-х годах XX в. ее основал известный аргентинский экономист Р. Пребиш.

Согласно названной концепции, туризм в странах, которые развиваются, может достичь ощутимого успеха только при условии, если в этом будут заинтересованы высокоразвитые страны. Таким реальным примером можно считать мировой рынок туристических услуг, который развивается в условиях конкурентной борьбы. Структура и направления туристических услуг отдельных стран попадают под влияния изменений конкурентоспособности их турпродукта на мировом рынке. В современных условиях на мировом туристическом рынке усиливается позиция транснациональных корпораций, которые формируются в развитых странах (Великобритания, Германия, Япония, Франция). Так, французская фирма "Ассог" объединяющая 2058 отелей, занимая по этому показателю четвертое место в мире, управляет туристической деятельностью не только в Европе, но и во многих странах Африки, Северо-Американского, Карибского и Тихоокеанского макрорегионов. Через франчайзинговую систему, т.е. посредством привлечения денег со стороны, эти корпорации развивают сферу туризма в экономически слаборазвитых странах значительно более быстрыми темпами, чем могли бы эти страны развивать его только собственными средствами. Заметим, что международные гостиничные корпорации, развивая туристический бизнес в странах третьего мира, не всегда влияют на общее экономическое развитие слаборазвитых стран. Вследствие этого, вместо уменьшения межрегиональных экономических различий, туризм может стать причиной его углубления.

Экономические возможности развития туризма в международном масштабе создали благоприятные условия для развития организационно-экономических процессов в отдельных странах, в том числе для России [1,39с.].

 Таким образом, международный туризм будет продолжать свое развитие, несмотря на риск экономического спада, так как туристский спрос имеет свои собственные детерминанты. Неоспорим и тот факт, что международное неравенство в секторе туризма значительно. Для достижения равнозначного успеха в мире новые подходы поощрения развития туризма Крыма должны базироваться на международной кооперации. Следовательно, международная кооперация и соглашения между ключевыми компонентами туризма (гостиницы, транспорт, туристские фирмы) должны гарантировать будущее развитие индустрии.

Крым пока не входит в мировые лидеры по количеству посещений туристами, но особенности его рельефа, благоприятный климат, богатство природно-ресурсного, историко-культурного и туристско-рекреационного потенциала создают возможности для интенсивного развития многих видов и внутреннего, и иностранного туризма. Для этого необходимо менять отношение к Крыму как к месту развития международного туризма, внедряя ряд коренных мер в сфере туризма, используя богатый международный опыт.

«Путешествия учат больше, чем что бы то ни было. Иногда

один день, проведенный в других местах, дает больше,

чем десять лет жизни дома».

Анатоль Франс

 

Список литературы:

  1.   Агарков А.П. Управление качеством обслуживания персоналом, Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014г. – 180с.
  2.   Медведев В.А. Экономика туризма, Москва: Феникс, 2013г. – 383с.
  3.    Николаева И.П. Экономическая теория, Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014г.- 285с.
  4.    Сенин В. С. Организация международного туризма: Учебник. М., 2000г. – 220с.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-415
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 декабря 2017 г
P-116
Направления: педагогика,психология,культурология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.
E-415
Направления: экономика,социология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.