+7 989 669 15 15



Теоретический анализ категории неопределенности в научной литературе




Шумилов Денис Васильевич

студент II курса магистратуры Гуманитарный университет, Факультет социальной психологии Россия, г. Екатеринбург

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме неопределенности с точки зрения отечественных и зарубежных психологов, а также представителей других наук. Также в статье рассмотрено понятие психологического конструкта – «толерантность к неопределенности». Анализ научных источников позволил выявить, каким образом тракту-ют данные понятия.

Ключевые слова: Ключевые слова: неопределенность,проблема неопределенности,толерантность к неопределенности.




Библиографическое описание: Шумилов Д.В. ФЕНОМЕН СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ [Текст] // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе: сборник материалов 11-й международной научно-практической конференции., 24 июля 2016 г. - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С. 27-29


В Оксфордском толковом словаре по психологии приводится следующие определение неопределенности: «состояние убеждения, когда человек не вполне убежден, когда он неуверен» [4, с. 435]. Данное определение сохраняет ключевой акцент значения понятия на характеристике неизвестности, но применительно к человеку. В психологии, таким образом, понятие неопределенности связано с атрибутами человека как несовершенного существа (человек чего-то не знает, человек не уверен).

Ученые выделяют следующие признаки неопределенной ситуации:

- новизна (абсолютно новая ситуация, не встречавшаяся ранее в опыте);

- сложность (сложная ситуация с большим количеством переменных);

- неразрешимость (разные элементы ситуации порождают противоречивые интерпретации).

Понятие неопределенности в большей степени рассмотрено в зарубежных исследованиях, где по-разному дается его трактовка. Это непредсказуемая (C. R. Bergr, R. J. Galabrese), провоцирующая противоречия между когнициями (Л. Фистингер), содержащая неожиданные и комплексные стимулы (Д. Е. Берлайн), вызывающие субъективное ощущение трудности контроля ситуации (P. Bordia), двойственная, противоречивая и бессвязанная поступающая информация (Hallman).

Отечественные ученые выделяют следующие характеристики ситуации неопределенности. К ним относятся: недостаток, противоречивость или нечеткость информации; несовместимость двух или более когниций, рассогласованность когниций и поведения; невозможность контроля со стороны субъекта действия, наличие риска в принимаемых решениях, многочисленность возможных результатов, множественность выбора.

Итак, в рамках психологических представлений о неопределенности современные зарубежные исследователи под неопределенным понимают сложные, незапланированные, противоречивые, имеющие многочисленные объяснения ситуации, включающие в себя несовместимость между двумя знаниями, а также знанием и опытом, знанием и поведением. Отечественные ученые трактуют неопределенность как ситуацию, которую воспринимающий ее индивид не может категорировать из-за недостатка информации.

Можно рассмотреть виды неопределенности с точки зрения различных наук: математика, информатика, философия, психология.

Первая типология ситуаций неопределенности была предложена в 1972 г., в рамках которой неопределенность предлагалось различать в следующих трех видах: неопределенность в отношении наших целей и действий, неопределенность в отношении действия оппонента, неопределенность в отношении ситуации.

В информатике и математике проблема неопределенности поднималась в рамках теории нечетких множеств и теории принятия решений (А.Е. Алтунина, А.Н. Борисов, А.П. Вощинин, П.М. Деревянко, Д. Канеман, А. Тверски, А.И. Орлов и др.), в рамках теорий информации (А.Н. Колмогоров, М. Шеннон, Д. Янг и др.).

Проблема неопределенности достаточно широко рассматривается и в современной экономической психологии и психологии управления. В данной научной области принято выделять следующие виды неопределенности (И.А. Айдемиров, Ю.И. Башкактова, С.А. Кошечкин, Е.П. Кринчик, З.Н. Мнушко, С.С. Фролов, П.Ж. Хандуев, Б.Д. Ширапов и др.):

- неопределенности, связанные с недостаточными знаниями о геоклиматических характеристиках [2, с. 289];

- неопределенности, связанные с функционированием действующих и проектируемых технологических процессов (например, аварии, ошибки разработчиков и др.) [1, с. 89];

- неопределенности, связанные с деятельностью участников экономической, политической и социальной жизни на микро и макроуровнях;

- неопределенность, связанная с деятельностью внешнеэкономических, внешнеполитических субъектов (взаимодействие с зарубежными организациями и странами).

В рамках психологической науки выделяют следующие виды неопределенности:

- вероятностная, эпистемологическая и полная в зависимости от состояния объекта и субъекта,

- гетерономная и имманентная в зависимости от степени предсказуемости происходящих изменений,

- константная, ретроспективная и перспективная неопределенность состояния какой-либо системы в зависимости от времени.

Можно провести анализ феномена толерантности к неопределенности с точки зрения отечественной и зарубежной психологии.

С точки зрения зарубежной психологии толерантность к неопределенности - это «способность человека принимать конфликт и напряжение, которые возникают в ситуации двойственности, противостоять несвязанности и противоречивости информации, принимать неизвестное, не чувствовать себя неуютно перед неопределенностью». В отечественных исследованиях толерантность получила трактовку в качестве интегральной личностной характеристики, изучаемой в следующих основных ракурсах: психологической устойчивости, системы личностных и групповых ценностей, личностных установок и совокупностей разноуровневых индивидуальных свойств. [3, с. 34].

Как качество личности толерантность предполагает настроенность на паритетный диалог, на познание нового «чужого», а также не исключает возможности изменения системы взглядов и представлений индивида».

Толерантность к неопределенности является личностной чертой, определяющей отношение индивида к неоднозначным, неопределенным, тревожащим ситуациям вне зависимости от эмоционального знака этой неопределённости. Личность, толерантная к неопределённости, рассматривает любую неопределённую ситуацию как возможность выбора, развития, приобретения нового опыта, не испытывает деструктивной тревоги в неопределённых ситуациях, способен активно и продуктивно действовать в них.

Анализ научных источников позволил выявить, что чаще всего толерантность к неопределенности трактуют как устойчивую черту личности, т.е. как общий способ реагирования на ситуации неопределенности и пребывания в них. В общем случае она рассматривается как биполярное измерение, на одном полюсе которого находится толерантность к неопределенности, а на другом – интолерантность, т.е. неспособность переносить неопределенность.

Завершая теоретический обзор изучаемой проблемы, отметим, что жизнеспособность, успешность, благополучие и качество жизни человека, во многом зависят от его возможностей справляться с неопределенностью бытия. В психологической науке такая возможность человека нашла свое выражение в конструкте, называемом «толерантность к неопределенности».

 

Список литературы:

1. Башкатова, Ю. И. Управленческие решения. / Ю. И. Башкатова. – М.: ММИЭИФП, 2003. – 89 с.

2. Деревянко, П. М. Сравнение нечеткого и имитационного подхода к моделированию деятельности предприятия в условиях неопределенности. / П. М. Деревянко // Современные проблемы экономики и управления народным хозяйством: сборник научн. статей. – 2005. – № 14. – С. 289-292.

3. Корнилова, Т. В. Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности. / Т. В. Корнилова // Психологический журнал. – 2010. – № 6. – С. 34-57.

4. Оксфордский толковый словарь по психологии / под ред. А. Ребера. – М.: Наука, 2002. – 435 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»